Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-28 а/к 'Восток' в районе пос.Аян
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 августа 2002 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Хабаровский край, Аяно-Майский район, мыс Отвесный. в окрестностях поселка Аян
Тип ВС:  Ан-28
Регистрация ВС:  RA-28932
Авиакомпания:  Восток
Рейс:  ДХ-359
материалы расследования
 


Описание
    При заходе на посадку в горный аэропорт Аян в сложных метеоусловиях ниже минимума погоды аэродрома, экипаж самолета нарушил схему захода на посадку, снизился ниже минимально допустимой высоты, и после четвертого разворота, уклонившись от посадочного курса, столкнулся в тумане со склоном горы (мыс Отвесный). Самолет полностью разрушился и сгорел. Все находвишиеся на борту погибли в момент столкновения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 14 14
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-28
Регистрационный номер (id) ВС RA-28932
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1990
Заводской номер ВС 1AJ008-19
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса ДХ-359
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Восток
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета им. Полины Осипенко
Пункт назначения Аян
Начальный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)
Конечный пункт маршрута Аян


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Экипаж в составе КВС и второго пилота выполнял регулярный пассажирский рейс ДХ-359 по маршруту Хабаровск - Полина Осипенко - Аян. Полет из Хабаровска до а/п Полина Осипенко выполнялся по ППП и проходил без замечаний экипажа и служб УВД.
    При вылете из аэропорта Полина Осипенко на борту самолета находилось 14 пассажиров и 296 кг груза. Взлетная масса самолета составляла 6458 кг, центровка 32,2% САХ, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-28.
    Прогнозируемая погода по пункту посадки аэродрома Аян была: ветер 120° - 06 м/с, видимость 10 км, сплошная слоистая облачность, нижняя граница облаков - 300 м, горы закрыты. Прогноз был составлен синоптиком АМСГ Николаевска-на- Амуре.
    Фактическая погода на аэродроме Аян, полученная экипажем перед вылетом, была: ветер 150° - 05 м/с, видимость 10 км, туман на расстоянии, незначительная облачность, нижняя граница - 300 м, температура +18° С, давление 756 мм. рт. ст., (отсутствует информация - "горы открыты").
    Решение на вылет было принято в соответствии с п. 5.5.11.1 таблицы 4, варианта 1 НПП ГА-85 по фактической погоде аэродрома Аян при прогнозе, не соответствующем метеоминимуму аэродрома. В нарушение п. 5.5.11.2 НПП ГА-85 экипаж не уточнил фактическую погоду на аэродроме посадки и запасном аэродроме и произвел взлет по данным о фактической погоде, превышающим 1 час с момента наблюдения.
    В момент вылета самолета Ан-28 RA-28932 из аэропорта Полина Осипенко синоптик АМСГ Николаевска-на-Амуре получил штормовое оповещение с метеостанции поселка Аян (туман, видимость 500 м), довел его до диспетчеров РЦ ЕС ОрВД и МДП Николаевска-на-Амуре, но, в нарушение п. 6.2.5 НМО ГА-95, корректив к прогнозу по аэродрому Аян составлен не был. Диспетчеры аэропортов Полина Осипенко, Чумикан, Аян, в зоне ответственности которых проходил полет, штормовую информацию об ухудшении метеоусловий от МДП Николаевска-на-Амуре не получили и соответственно не передали ее экипажу самолета Ан-28 RA-28932.
    При подходе к рубежу передачи связи экипаж вышел на связь с диспетчером КДП МВЛ аэродрома Аян и получил информацию о погоде: видимость 5000 м, туман на расстоянии, температура +16° С, давление 756 мм.рт.ст., при этом диспетчер проинформировал экипаж "закрывает очень быстро". Полученная информация о погоде позволяла экипажу производить заход на посадку на аэродроме Аян.
    Фактическая погода в районе аэродрома Аян на момент события (по заключению комиссии по расследованию АП) была следующей: ветер у земли 110-120° - 4 м/с, туман с видимостью 50-100 м, переходящий по высоте в слоистую облачность с верхней границей 300-400 м, температура у земли +12°С. Метеорологический минимум аэродрома Аян: высота нижней границы облаков - 950 м, видимость - 5000 м.
    Данная фактическая погода в районе аэродрома Аян не соответствовала прогнозируемой и была ниже минимума аэродрома как по высоте облачности, так и по видимости.
    В нарушение п.п. 4.2.1, 4.3.1 НМО ГА-95 и п. 2.3 Инструкции по метеообеспечению на аэродроме Аян, наблюдения за погодой через 30 минут в период полетов не производились (официально не зафиксированы), специальные сводки (по высоте, видимости и закрытию гор) не составлялись.
    Согласно п. 4.2.5 Технологии работы диспетчера КДП МВЛ Аян, до подхода ВС к четвертому развороту диспетчер должен получить от техника-наблюдателя оперативной группы уточненные данные высоты нижней границы облаков и видимости на ВПП и передать их экипажу. В данном случае, не получив этой информации, диспетчер обязан был запросить ее, что сделано не было.
    При заходе на посадку экипажем была нарушена схема захода в части соблюдения установленных высот третьего, четвертого разворотов и снижения ниже глиссады.
    По данным средств полетной информации самописца БУР-1, после выхода из третьего разворота высота полета составляла около 800 м, что ниже высоты, установленной Инструкцией по производству полетов аэродрома Аян (950 м). Средняя вертикальная скорость снижения составляла около 7 м/с. Экипаж после третьего разворота через 20 секунд начал выполнять четвертый разворот. Для соблюдения схемы захода на посадку при скорости 283 км/час, на которой экипаж выполнял полет от третьего к четвертому развороту, потребное время составляет около 45 секунд. Преждевременное выполнение четвертого разворота привело к тому, что самолет оказался правее линии посадочного курса. Высота начала четвертого разворота составляла 660 м вместо установленной высоты 950 м. Разворот выполнялся со снижением. Завершение четвертого разворота с уклонением вправо от посадочного курса на 2,3 км было произведено на высоте 320 м.
    В процессе выполнения четвертого разворота самолет вошел в слоистую облачность (верхняя граница которой 300-400 м), переходящую в туман с горизонтальной видимостью около 50 м. КВС не информировал диспетчера об ухудшении погоды. Экипаж в нарушение требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 вместо ухода на второй круг продолжал снижаться.
    На высоте 188 м самолет столкнулся со склоном горы (мыс Отвесный) высотой 226,4 м в 3,5 км от ВПП и в 2,5 км правее продолжения ее оси. В последний момент экипаж, увидев препятствия, пытался перевести ВС в набор высоты, увеличил режим работы двигателей до взлетного и создал угол тангажа до 45° на кабрирование. Столкновение самолета со скалистым склоном мыса произошло правым полукрылом и правой основной стойкой шасси. После первого столкновения с землей самолет пролетел еще 90 метров, упав на землю на 85 м ниже уровня места первого столкновения. В результате столкновения самолет полностью разрушился и частично сгорел. Экипаж и находившиеся на борту пассажиры погибли.
   
   
Описание выявленных причин АП     Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - принятие решения на вылет с нарушением требований п. 5.5.11.2 НПП ГА-85;
    - невыдерживание экипажем установленной схемы захода на посадку;
    - непринятие экипажем решения о прекращении захода на посадку и уходе на второй круг при попадании самолета на высоте ниже высоты принятия решения (ВПР) в условия, исключающие визуальный контакт с наземными ориентирами;
    - недоведение до экипажа диспетчером КДП МВЛ аэродрома Аян информации об условиях погоды ниже минимума аэродрома при подходе самолета к четвертому развороту, которую он обязан был уточнить у метеонаблюдателя;
    - невыдача метеонаблюдателем аэродрома Аян очередной фактической погоды (видимость 3000 м, туман на расстоянии), которая была ниже минимума аэродрома, а, следовательно, и неинформирование экипажа диспетчером о данной фактической погоде;
    - отсутствие взаимодействия между диспетчером КДП МВЛ и метеонаблюдателем аэродрома Аян при заходе на посадку ВС в сложных метеоусловиях;
    - непередача диспетчером МДП Николаевска-на-Амуре диспетчерам Полина Осипенко, Чумикан и Аян, в зоне ответственности которых проходил полет, штормовой информации об ухудшении метеоусловий в зоне захода на посадку (более чем за час до катастрофы);
    - отсутствие на горном аэродроме Аян радиотехнических средств контроля за местонахождением самолета в районе аэродрома, на схеме снижения и в процессе захода на посадку.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
    Катастрофа самолета Ан-28 RA-28932 произошла в результате столкновения со скалой в процессе захода на посадку в тумане, при метеоусловиях ниже минимума аэродрома, что привело к полному разрушению самолета и гибели членов экипажа и пассажиров.
    Авиационное происшествие обусловлено отсутствием взаимодействия между экипажем ВС, органами ОВД и службой метеообеспечения, которое привело к заходу на посадку при метеоусловиях ниже минимума аэродрома.
    Невыдерживание экипажем установленной схемы захода на посадку и непринятие экипажем решения о прекращении захода на посадку и уходе на второй круг при попадании самолета на высоте ниже ВПР в условия, исключающие визуальный контакт с наземными ориентирами, привело к столкновению со скалой.
    Развитию аварийной ситуации способствовало отсутствие на горном аэродроме Аян радиотехнических средств контроля за местонахождением самолета в районе аэродрома, на схеме снижения и в процессе захода на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.