|
|
|
Катастрофа Ли-2 Полярной авиации Главсевморпути над Баренцевым морем в районе Варандея |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 сентября 1948 г.
Время: 19:17
Страна: СССР
Место происшествия: Баренцево море, между о. Варандей, о. Матвеев и мысом Медынский Заворот
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Н464
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет Московской авиагруппы Полярной Авиации прибыл в Амдерму 14 сентября для проведения ледовых разведок. В тот же день экипаж получил задание на ледовую разведку севернее архипелага Земля Франца-Иосифа (длина маршрута 3500 км). Несмотря на очевидную невозможность для самолетов типа Ли-2 выполнить полученное задание, на что командиру корабля А. указывал командир Ил-12 М., находившийся в Амдерме, А., не доложив командованию МАГОН, приступил к выполнению задания. Все четыре бензобака самолета были полностью заправлены. Дополнительно на борт взято 10 бочек с бензином (всего на борту находилось 3 050 кг горючего), что обеспечивало с учетом расхода на прогрев моторов и невырабатываемого остатка обеспечивало полет в течение 14 часов 11 минут или 2 924 км до полной выработки топлива (не принимая во внимание необходимый двухчасовой аэронавигационный запас). Полетный вес составлял 12 500 кг (перегрузка на 1 000 кг).
Прогноз погоды на период полета по маршруту характеризовался явно выраженной циклонической деятельностью и создавал дополнительные трудности, особенно усложняя метеообстановку во второй половине маршрута.
Взлет был произведен 16 сентября в 04:05 мск. Через 4 часа 37 минут самолет подошел к бухте Тихая, откуда начал производить ледовую разведку. Произведя разведку к северу от арх. Земля Франца-Иосифа, самолет подошел к о. Греэм-Белл, откуда лег курсом на Амдерму. В это время на самолете вышел из строя основной радиоприемник и дальнейшая связь осуществлялась через командную радиостанцию. Полет от мыса Желания к Амдерме протекал в очень сложной метеообстановке на переменных высотах от 100 до 800 м и с отклонением фактического маршрута полета от расчетного вправо к восточным берегам Новой Земли. Передаваемые через каждые 30 минут с борта координаты не соответствовали действительности (в 17:00 работники геологической партии видели самолет пролетавшим в районе устьев рек Кужма и Бутовка около мыса Меньшикова Новой Земли, в то время как в 16:30 экипаж сообщил координаты 70°55’ СШ, 62°43’ ВД (около 210 км восточнее фактического местонахождения) и курс 170°. С 17:00 экипаж перестал передавать информацию о своем местонахождении, высоте, курсе и условиях полета. В 18:07 экипаж передал, что из-за выработки топлива будет производить вынужденную посадку в районе побережья пролива Карские Ворота. В дальнейшем радиопередача с самолета была нервная и содержала требования подачи радиосигналов от Амдермы и Усть-Кары для пеленга и просьбы следить за самолетом. Сообщалось также об израсходовании бензина, плохой погоде и что самолет кружится в поисках земли в районе пролива Карские Ворота и о. Вайгач. В 19:17, после 15 часов 12 минут полета связь прекратилась. Самолет пропал без вести.
20 и 24 сентября в районе Хайпудырской губы, о. Бол. Зеленец и мыса Бельковский Нос были обнаружены 7 пустых бензиновых бочек, одна из которых была однозначно опознана, как взятая на борт самолета. 24 сентября у мыса Бельковский Нос был обнаружен клиппербот в полузатопленном состоянии. В нем были найдены фуражка гидролога Золотова, один унт, поясной ремень, тканевый пояс, пустая банка, 40 плиток шоколада и другие вещи с борта самолета. К обтягивающему борт клиппербота канату привязан разорванный чехол от спального мешка, который, вероятно, использовался в качестве паруса или плавучего якоря. По найденным предметам и с учетом течения и господствующих ветров комиссия установила, что самолет в темное время суток из-за полной выработки топлива произвел вынужденную посадку на большую волну Баренцева моря в треугольнике между о. Варандей – о. Матвеев – мыс Медынский Заворот и затонул. Экипаж или его отдельные члены высадились в клиппербот и впоследствии могли быть выброшены за борт большой волной и утонуть.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
7 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Н464 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
декабрь 1947 г |
Заводской номер ВС |
18428201 |
Наработка ВС (часы) |
430 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-352 6211-397 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Управление полярной авиации Главного управления Севморпути |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Амдерма |
Пункт назначения |
Амдерма |
Начальный пункт маршрута |
Амдерма |
Конечный пункт маршрута |
Амдерма |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является вынужденная посадка самолета на воду и на большую волну в темное время суток.
Основные причины:
1) Дача начальником морских операций западного сектора Арктики непосильного для этого типа самолета задания, не считаясь ни с какими нормативами, что стало возможным после устранения им из штаба авиационного специалиста.
2) Недисциплинированность А. и штурмана К., которые, имея предписание летать по маршрутам не более 2 500 км и не допускать полетный вес более 11 500 кг и пренебрегнув советом командира Ил-12, летавшего в прошлом по тому же маршруту, и даже не доложив ни командованию МАГОН, ни начальнику штаба морских операций, приступили к выполнению задания, чем явно преступно нарушили все существующие нормы обеспечения безопасности полетов. В полете полностью не использовали имевшиеся радионавигационные средства и, попав в СМУ, растерялись, вместо производства полета на материк допустили блуждания и полет беспорядочными курсами более 1 часа, что было вполне достаточно, чтобы прибыть на а/д Амдерма от мыса Желания. Вместо безопасного полета до Амдермы за облаками, снижались до 100 м и производили полет в СМУ.
3) Начальник а/п Амдерма и диспетчер допустили вылет с перегрузкой на 1 000 кг и не проверили возможность выполнения задания, за полетом не следили и экипажу правильного решения не подсказали.
4) Неудовлетворительное состояние руководства летно-штурманской службой и службой связи в МАГОН – слабая подготовка экипажа на ледовую разведку в части использования всех радионавигационных средств, полная бесконтрольность состояния этих средств в аэропортах авиагруппы.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|