|
|
|
Катастрофа AS-350B3 Ecureuil а/к UTair близ Ленска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 июля 2012 г.
Время: 18:10
Страна: Россия
Место происшествия: Республика Саха-Якутия, 5 км западнее а/п Ленск
Тип ВС: Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil
Регистрация ВС: RA-04097
Авиакомпания: ЮТэйр
|
|
|
|
|
Описание |
После дозаправки в а/п Ленск экипаж продолжил полет на посадочную площадку Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения. Полет должен был выполняться на истинной высоте 100 м. На удалении 5 км от КТА произошло столкновение ВС с верхушками деревьев высотой до 25 м. Через 118 м от места первого касания с деревом вертолет столкнулся с земной поверхностью и загорелся. Вертолет полностью разрушен и практически полностью сгорел.
Превышение рельефа местности над уровнем моря на месте АП составляет 295 м (превышение а/п Ленск 244 м). Местность холмистая, покрытая лесом, высота деревьев 25-30 м.
Фактическая погода а/п Ленск за 18:00 - ветер у земли неустойчивый 2 м/с, видимость более 10 км, темп. +29°С, давление 731 мм рт.ст.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-04097 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
09.06.2005 |
Заводской номер ВС |
3957 |
Наработка ВС (часы) |
2046 |
Наработка ВС (циклы) |
5440 |
Силовая установка |
23168 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
ЮТэйр |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Ленск |
Пункт назначения |
Талакан |
Начальный пункт маршрута |
Братск |
Конечный пункт маршрута |
Талакан |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Выполнялся транспортный полет по маршруту Ленск – п.п. П-48. На борту находились пилот и 3 пассажира.
Фактическая погода на момент вылета и АП по данным АМСГ Ленск не препятствовала выполнению полета. Вес и центровка вертолета находились в эксплуатационных пределах, установленных РЛЭ.
Комиссией проанализированы результаты дешифрирования портативного приемника спутниковой навигации Garmin GPSmap 60Cx.
На графиках параметров полета вертолета, составленных по результатам дешифрирования информации, видно, что в день АП КВС выполнял полеты на высотах около 50 м и ниже.
Полет, закончившейся АП, выполнялся над холмистой лесистой местностью, наиболее вероятно, с огибанием рельефа, на высоте ниже безопасной для полета по маршруту, в направлении практически строго против солнца.
В соответствии с требованиями пункта 1.3 части С-1 РПП АК «ЮТэйр», при выполнении последнего полета КВС должен был выдерживать по барометрическому высотомеру безопасную высоту полета по маршруту не ниже 493 м. Истинная высота полета, в соответствии с требованиями п.п. 8.1.2. части А-8 РПП АК «ЮТэйр», установлена 100 м.
Установить, выполнял ли КВС расчет безопасной высоты полета по маршруту, не представилось возможным.
На момент АП азимут солнца составил 250°, высота солнца над горизонтом – 36,5°, курсовой угол - -1°. Такое положение солнца затрудняло КВС ведение визуальной ориентировки и своевременное определение высоты препятствий при выполнении полета на предельно малой высоте и, возможно, исключало видимость отдельно расположенных препятствий (деревьев выше высоты полета). На участке маршрута до столкновения с деревьями высотой 25-30 м, высота деревьев составляла 15-20 м. При этом необходимо учесть, что вертолет не оборудован системой инструментального контроля (не предусмотрен радиовысотомер) за истинной высотой полета, пилот при полете на малых и предельно малых высотах истинную высоту полета относительно рельефа местности может контролировать только визуально.
На удалении 5 км от КТА аэродрома взлета Ленск, на истинной высоте полета около 15-25 м, произошло столкновение вертолета с деревьями высотой 25-30 м, приведшее к разрушению элементов конструкции вертолета и к его столкновению с земной поверхностью.
В результате АП вертолет разрушен и частично сгорел, пилот и пассажиры погибли.
|
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено:
1. В результате исследований, проведенных комиссией и представителями фирм «Turbomeca» и «Eurocopter», все системы вертолета до момента столкновения с земной поверхностью функционировали штатно.
2. Влияние внешних непрогнозируемых факторов на возникновение и развитие опасной ситуации не установлено. Следов столкновения ВС с птицей обнаружено не было.
4. На возникновение и развитие опасной ситуации могло оказать влияние выполнение полета против солнца на предельно малой высоте.
5. КВС неправомерно допущен к самостоятельным полетам в однопилотном варианте экипажа на вертолете AS-350B3.
6. Нарушение КВС правил выполнения полетов, выразившееся в выполнении полета по маршруту на высоте ниже безопасной.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП явилось невыдерживание КВС при выполнении полета по маршруту минимально безопасной высоты, приведшее к столкновению вертолета с деревьями.
Способствующими факторами явились:
- выполнение полета на предельно малой высоте над холмистой местностью в сторону солнца;
- недостаточная профессиональная подготовка КВС;
- недостаточный контроль со стороны руководящего состава летного отряда за подготовкой КВС
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|