|
|
|
Катастрофа Ан-2 Архангельского УГА в Мезенском районе Архангельской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 марта 1975 г.
Время: 12:08
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, Мезенский район, оз. Нижнее Ернозеро
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-01247
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 313 летного отряда выполнял внерейсовый полет по перевозке рыбаков-любителей с временной ледовой площадки на озере Нижнее Ернозеро (115 км северо-северо-восточнее Архангельска) в а/п Архангельск-Кегостров. Перед взлетом зам. ком. АЭ дал указание экипажу, прилетевшему вслед за ним, об использовании для взлета всей длины ВПП.
Погода в момент взлета – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая с просветами высотой 500 м, видимость 10 км, ветер западный до 5 м/с, температура воздуха 0-1°С. Осадков и обледенения не было.
Взлет производился в 12:08 с МК=330°. На борту находились 12 пассажиров и 117 кг багажа. Полетный вес и центровка самолета не выходили за установленные ограничения. Из-за оттепели и свежевыпавшего накануне снега скольжение лыж было ухудшено, что сказалось на увеличении длины разбега самолета, которое составило 428 м (чему также способствовал включенный подогрев смеси карбюратора двигателя). Закрылки были выпущены на 30°. По показаниям экипажа, наблюдавшего взлет, и второго пилота, скорость на разбеге нарастала медленно. Набор высоты производился вяло, самолет покачивался с крыла на крыло. Это свидетельствует о том, что после отрыва экипаж перевел самолет в набор высоты без разгона скорости у земли 95-100 км/ч, т.е. на минимальной, что уменьшило скороподъемность и угол подъема самолета. По этой причине самолет не успел набрать высоту до препятствий и зацепил за верхушки деревьев на берегу озера (превышение берега над уровнем ледовой площадки на месте удара 28,4 м, верхушек деревьев – 41,2 м). После первого касания КВС самостоятельно выключил зажигание двигателя. На расстоянии 1 410 и от начала старта самолет столкнулся с землей в лесу под углом 40-45° с большим правым креном, разрушился и сгорел по 15 шпангоут. 11 пассажиров и проверяющий зам. к-ра АЭ погибли. КВС и второй пилот, выброшенные при ударе, получили травмы и ожоги (КВС скончался на 4-е сутки в больнице). Один пассажир, спасшийся через боковой правый блистер, получил легкие ушибы. Экипаж находившегося на площадке Ан-2 №70752 доставил пострадавших в Архангельск через полтора часа после АП.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
2 |
Пассажиры |
12 |
11 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-01247 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
19.11.1956 |
Заводской номер ВС |
17047311 |
Наработка ВС (часы) |
16542 |
Наработка ВС (циклы) |
18629 |
Силовая установка |
К 1521254 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Архангельск (Кегостров) |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Архангельск (Кегостров) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы: главная причина катастрофы - ошибка экипажа в технике пилотирования, выразившаяся в наборе высоты на минимальной скорости и углах атаки, близким к критическим, чему способствовали недооценка условий взлета – ухудшения скольжения из-за оттепели и свежевыпавшего снега, а также включение подогрева смеси карбюратора при взлете в данной метеообстановке.
Виновники: зам. ком АЭ – не предотвратил полет самолета на скорости меньше рекомендованной РЛЭ.
КВС –допустил ошибку в технике пилотирования – полет на минимальной скорости и большом угле атаки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|