|
|
|
Катастрофа ТС-62 Восточно-Сибирского управления ГВФ близ Витима |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 апреля 1950 г.
Время: 08:12
Страна: СССР
Место происшествия: Иркутская область, 29 км юго-западнее Витима, Якутская АССР
Тип ВС: ТС-62
Регистрация ВС: СССР-Л862
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато
Рейс: 543
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 11 ато выполнял рейс №543 Иркутск-Якутск. Взлет в Иркутске произведен в 03:20 мск. После посадки в Киренске в 05:40, разгрузки и загрузки почты и дозаправки взлет был произведен в 06:55. На борту находилось 16 пассажиров, в том числе 4 женщины и 3 ребенка, 95 кг почты, в том числе 45 кг спецпочты, сопровождаемой фельдъегерем, и 528 кг груза. Прогноз погоды по маршруту Киренск_Олёкминск предусматривал: на участке Киренск-Ичера – облачность 2-5 баллов, слоисто-кучевая, высотой 1000-1500 м, средняя и верхняя, видимость более 10 км, ветер на высоте 2-3 км западный 25-35 км/ч. Прогноз в основном оправдался, за исключением слабого обледенения в облаках. В 07:20 экипаж сообщил о занятии заданного эшелона 2 400 м над облаками при верхней кромке 2300-2400 м. В 07:35 экипаж сообщил, что идет в облаках, где наблюдается обледенение, и запросил разрешение на набор высоты до 3 000 м. Разрешение было дано. В 07:52 экипаж сообщил: «07:45 прошли Дубровское (210 км северо-восточнее Киренска и 110 км юго-западнее Витима), высота 3 000 м, над облаками, временами в облаках. Витим не отвечает. Закажите срочно привод Витима, произвожу посадку в Витиме». Через 5-7 минут после пролета Дубровского на левом моторе была замечена небольшая тряска. Бортмеханик пытался безуспешно устранить тряску подогревом карбюратора и высотным корректором. Через 2-3 минуты он увидел в окно сизый дымок за передним капотом с левой стороны левого мотора. Из под задней кромки левого крыла также появился небольшой дым сизого цвета. Наддув левого мотора был уменьшен бортмехаником до 400-500 мм рт.ст. Самолет начал снижаться, временами входя в облачность. Дым усилился и бортмеханик рекомендовал командиру выключить левый мотор. Он был выключен, а винт зафлюгирован. В это время второй пилот заметил, что стрелка левого бензоманометра отклонилась вправо до отказа. Одновременно КВС увидел (на высоте 2 400 м), что из под капотов левого мотора в месте расположения сопла выбивает пламя. Он приказал выпустить шасси и выключил и зафлюгировал правый мотор. Винт правого мотора во флюгерное положение не встал и продолжал вращаться на большом шаге. КВС перевел самолет в пикирование с вертикальной скоростью до 15 м/с и приборной скоростью 300 км/ч. В процессе пикирования пламя на левом моторе продолжало увеличиваться. В пилотской кабине появился дым, а в пассажирской кабине – дым и пламя. По показаниям пассажиров, пламя появилось с левого борта между первым и вторым рядами кресел в месте расположения системы отопления. Бортмеханик покинул пилотскую кабину. После того, как он открыл дверь, в пилотскую кабину ворвался едкий дым. КВС и второй пилот открыли форточки и высунули головы. В 08:02 бортрадист передал: «Беда, беда, беда» и через две минуты после бортмеханика, без разрешения командира, также покинул пилотскую кабину. Связь с самолетом прекратилась. Второй пилот также дважды просил командира отпустить его в хвост, но получил отказ и находился в пилотской кабине до конца полета. На высоте 2 000 м левый мотор отвалился. Пилотирование усложнилось. Самолет продолжал удерживаться в пикировании, которое с высоты около 1 500 м выполнялось визуально. Пикирование продолжалось до высоты 300-400 м, после чего пилоты постепенно уменьшили угол пикирования. Перед землей самолет находился почти в режиме горизонтального полета. Он с левым креном начал цеплять верхушки деревьев в тайге, что позволило погасить скорость, и самолет ударился о землю сравнительно мягко, коснувшись сначала левым крылом. На борту продолжался пожар. Бортмеханик, бортрадист и 6 пассажиров-мужчин выбрались из самолета через входную дверь. Второй пилот и КВС покинули пилотскую кабину. 10 пассажиров, в том числе все женщины и дети, самолет покинуть не смогли и сгорели. Остальные получили ранения и ожоги. В 08:14, через две минуты после падения, произошел взрыв переднего правого бензобака. Самолет был полностью охвачен пламенем и сгорел до 41 шпангоута. Катастрофа произошла в 29 км юго-западнее Витима (59°20’ СШ, 112°07’ ВД). Самолет был обнаружен с воздуха через пять часов. Пострадавшим были сброшены продовольствие и лекарства. 19 апреля наземная группа прибыла на место и оказала им помощь. 20-21 апреля все пострадавшие были эвакуированы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
16 |
10 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
ТС-62 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л862 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
09.12.1943 |
Заводской номер ВС |
12136 (42-92346) |
Наработка ВС (часы) |
3686 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211922 6211493 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
543 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киренск |
Пункт назначения |
Олёкминск |
Начальный пункт маршрута |
Иркутск |
Конечный пункт маршрута |
Якутск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является пожар самолета в воздухе, который не был ликвидирован. Причину пожара установить не представляется возможным, так как левый мотор упал в тайгу с высоты 2 000 м и найти и исследовать его не удалось. Однако анализ показаний экипажа, пассажиров, техсостава и осмотр уцелевших остатков самолета дают основание считать, что очаг пожара возник на участке противопожарной перегородки с левой стороны, в месте расположения соединения бензопровода, идущего от карбюратора к системе заливки и бензоманометру около электромагнитного клапана разжижения масла, а пожар в пассажирской кабине явился результатом проникновения пламени через прогоревший в мотогондоле трубопровод отопления. Очаг пожара мог появиться вследствие негерметичности в соединении бензопровода карбюратора с трубкой бензоманометра. Контроль за этим участком со стороны инженерно-технического состава был недостаточным. Это соединение было выполнено в Иркутской ЛЭРМ в феврале с.г. по инициативе бортмеханика без чертежей и соответствующего утверждения главным инженером управления. Отклонение стрелки бензоманометра в крайнее правое положение после флюгирования винта и перекрытия крана левой группы бензобаков свидетельствует о воздействии на бензопроводы постороннего источника огня в винтомоторной установке, в результате чего в бензомагистрали значительно повысилось давление бензина. Резкое увеличение давления бензина могло привести к разрыву сильно нагретой бензомагистрали, что и вызвало выбрасывание пламени из под капота мотора и около сопла карбюратора. Первоначальная же течь бензина, вызвавшая возникновение огня и появление дыма на левом моторе, могла существенно не сказаться на показаниях бензоманометра.
Сопутствующие причины:
а) экипаж (бортмеханик и бортрадист, находившиеся в пассажирской кабине), в нарушение НПП-47, не пытался воспользоваться огнетушителями для ликвидации пожара и перекрыть заслонки отопления в пассажирской кабине;
б) неправильные действия командира корабля, который не применил скольжение, чтобы сбить пламя с левого мотора и отвести его от фюзеляжа. Крутое пикирование, напротив, способствовало проникновению пламени в пассажирскую кабину;
в) КВС не дал указаний экипажу по организации спасения пассажиров, в первую очередь, женщин и детей, после приземления. Экипаж в этом деле не проявил необходимой самоотверженности для выполнения своего долга;
г) существенные недостатки в организации технического обслуживания самолетов ТС-62 в Иркутской ЛЭРМ. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|