|
|
|
Авария Ли-2Т Якутского УГА в Северном Ледовитом океане |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 03 мая 1973 г.
Время: 16:40
Страна: Государство неизвестно
Место происшествия: Северный Ледовитый океан, 82° 15’ СШ, 125° 00’ ЗД (500 км северо-западнее о-вов Королевы Елизаветы, Канада)
Тип ВС: Ли-2Т
Регистрация ВС: СССР-04244
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 248 летного отряда с проверяющим на борту выполнял экспедиционные полеты за Северным Полюсом в точках 1-2-3-4 по заявке ААНИИ. В 09:40 мск самолет вылетел с ледового аэродрома дрейфующей станции СП-21 в район точки 4 с координатами 82° 15’ СШ, 125° 00’ ЗД с научными сотрудниками на борту. Заданием предусматривалась посадка на льдине в этом районе для производства научных замеров сотрудниками ААНИИ.
Прибыв в назначенное место в 15:40 мск, экипаж приступил к осмотру района для подбора площадки. Погода в районе точки была: ясно, видимость более 10 км, ветер 240° 4-6 м/с. После длительного поиска около 1 часа была выбрана площадка с размерами 600х1000 м. По внешним признакам было определено, что лед около месячной давности, имеет передувы, ровный без трещин, торошений и застругов. Поскольку этот лед формировался в апреле, у экипажа и научных сотрудников ААНИИ сложилось мнение о его примерной толщине более 50-70 см.
Толщина соседних торошений свежих льдин и «Розы» 2-х пург, обозначенные передувами, убедили командира и проверяющего в окончательном решении о посадке на выбранную льдину. Посадка произведена в 16:40 мск. Наблюдающий за следом штурман доложил, что «след» сухой по пробегу. После неоднократного осмотра льдины методом руления, а также замера толщины льда гидрологами с помощью бура, толщина льда была определена равной 55 см. Экипаж остановил самолет в центре льдины и выключил двигатели, занявшись после этого детальным осмотром льдины. Гидрологи приступили к выполнению научных работ. Когда сотрудники ААНИИ прорубили льдину для установки приборов, то оказалось, что толщина льда в этом месте была равна 47 см. Ввиду того, что такая толщина льда является непригодной для длительной стоянки самолета, КВС принял решение на срочный вылет и перелет на другую льдину. После запуска двигателей и проделанной предварительно работы перед выруливанием, экипаж начал руление в конец полосы к месту приземления самолета. При подруливнии к месту посадки самолет провалился сперва левой, а затем правой лыжами, и плоскостями лег на лед. Бортрадист успел передать о случившемся на СП-21. По команде командира экипаж и сотрудники ААНИИ покинули самолет. В сложившейся аварийной обстановке экипаж и научные работники проявили исключительную выдержку и спокойствие, действовали четко и слаженно. В кратчайший срок на паковый лед было эвакуировано все необходимое оборудование и организован лагерь. С помощью радиостанции поддерживалась регулярная связь с базой. Экипаж и сотрудники ААНИИ эвакуированы со льдины самолетом Ан-2 на СП-21 через двое суток. В связи с невозможностью спасения самолета и наличия на борту секретного оборудования он был подорван зарядом взрывчатки и затонул.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
0 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
руление |
Установленные причины АП |
нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-04244 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
33444701 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Проведенным расследованием установлено:
- подготовка экипажа к полету была проведена в соответствии НПП ГА-71;
- выбор льдины для посадки самолета производился в соответствии с «Инструкцией по ВШЭ» в ясную погоду, при хорошем освещении, с необходимым анализом, как со стороны экипажа, так и со стороны научных сотрудников. Внешний вид снежной поверхности, а также характер изломов льда на краях ледяного поля и соседних льдов свидетельствовали о достаточной толщине и прочности льда;
- непосредственная причина проваливания самолета лыжами состоит в том, что при выруливании на старт самолет попал на небольшой клинообразный участок тонкого льда толщиной 25 см, который ни по цвету, ни по фигурному излому не просматривался и ничем не выделялся;
- главной причиной происшествия является несовершенство действующей методики определения толщины льда с воздуха, так как она опирается исключительно на глазомерную оценку по эмпирически подобранным внешним признакам состояния снежной поверхности и изломов льда;
- отсутствие инструментального замера толщины льда и научно обоснованных рекомендаций по определению структуры и качества льда создает серьезные трудности в подборе площадок с воздуха, что отрицательно сказывается на безопасности полетов.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|