|
|
|
Катастрофа Ан-2 Владивостокского ОАО близ а/п Терней |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 марта 1975 г.
Время: 10:04
Страна: СССР
Место происшествия: Приморский край, близ а/п Терней
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-05655
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 145 летного отряда выполнял внерейсовый полет Терней – Амгу – Кузнецово. На борту находилось 11 взрослых пассажиров, 2 ребенка и один неоформленный пассажир, груз весом 80 кг и 50 кг почты. Полетный вес перед взлетом составлял 5 699 кг, что превышало максимальный допустимый вес на 449 кг, а центровка выходила за предельно заднюю и составляла 33,5% САХ. Фактическая погода в аэропорту вылета и по маршруту не препятствовала выполнению полета.
Получив разрешение на взлет, экипаж в 03:04 мск начал производить его в северо-западном направлении на взлетной мощности с закрылками, выпущенными на 20°. После отрыва, на высоте 5-7 м, КВС почувствовал кабрирование самолета. Удерживая его от этой тенденции, отдачей штурвала КВС отклонил триммер руля высоты полностью на пикирование, но нагрузка на штурвал не уменьшилась, а самолет продолжал увеличивать угол атаки. Набрав высоту 30-35 м, самолет вышел на закритические углы атаки, потерял скорость и свалился на левое крыло. Развернувшись на 280-290°, с небольшим правым креном и углом 35-40° самолет столкнулся с землей на картофельном поле недалеко от ВПП, остановился под углом 80° к оси ВПП и загорелся.
Принятыми мерами пожар на самолете был потушен, эвакуация пассажиров и экипажа произведена своевременно. Фюзеляж до 15 шпангоута полностью разрушен и деформирован. Второй пилот и 9 пассажиров, в том числе оба ребенка, погибли. КВС и 4 пассажира получили тяжелые ранения, 1 пассажир – легкие ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
14 |
9 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-05655 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
14.01.1953 |
Заводской номер ВС |
13247307 |
Наработка ВС (часы) |
13354 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6623229 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Терней |
Пункт назначения |
Амгу |
Начальный пункт маршрута |
Терней |
Конечный пункт маршрута |
Кузнецово |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что экипаж находился в а/п Терней в командировке, для выполнения внерейсовых полетов. Предполетную подготовку экипаж провел с нарушениями, полетный вес не подсчитывал, центровку и штурманский бортовой журнал не рассчитывал, задание на полет не заполнил. Контроль за подготовкой экипажа к полету со стороны диспетчера службы движения не осуществлялся – он подписал незаполненные задание на полет и штурманский бортжурнал. Полетный вес превышал максимально допустимый на 449 кг за счет полной заправки бензином. Рекомендуемая предельно задняя центровка составляла 32% САХ вместо 33% САХ из-за наличия на самолете стабилизатора недоработанной конструкции. На борт взят неоформленный пассажир – бывший работник а/п Максимовка. Его посадке в самолет способствовал КВС, в то время как дежурная по посадке настоятельно требовала его удаления, о чем доложила начальнику аэропорта, который должных мер по высадке пассажира не принял. В бортжурнале самолета фактический вес пустого самолета был занижен на 137 кг – вместо 3 412 кг записано 3 275 кг. В индивидуальных особенностях самолета записи о том, что на нем стоит стабилизатор старой конструкции, не было сделано, так как ремзавод №24 ГА сделал запись в формуляре о том, что стабилизатор заменен. Фактически на самолете остался стабилизатор старой конструкции. Два пассажира сидели на ящике, который стоял в проходе у входа в пилотскую кабину. Из показаний свидетеля установлено, что после отрыва самолета от земли один пассажир – военнослужащий, сидевший на ящике, встал и переместился к 15 шпангоуту, в результате чего центровка вышла за предельно заднюю и самолет начал кабрировать. Почувствовав это, КВС дал команду «Всем пассажирам вперед!». Часть пассажиров, отстегнув ремни, пыталась сместиться вперед, но уже было поздно, самолет падал. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы явилось изменение центровки самолета на взлете в сторону увеличения и выход ее за предельно заднюю из-за перемещения пассажира к 15 шпангоуту в результате невыполнения экипажем требований НПП ГА-71 и РЛЭ в части загрузки и центровки самолета при подготовке к полету.
Сопутствующие причины:
- непринятие мер начальником а/п Терней к высадке из самолета неоформленного пассажира;
- неудовлетворительная организация летной работы и осуществление контроля за работой экипажей, находящихся в отрыве от базы, со стороны КРС Дальнереченской ОАЭ и Владивостокского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|