|
|
|
Катастрофа Ми-8 Северного УГА в а/п Салехард |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 августа 1970 г.
Время: 15:12
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Салехард
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22477
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северное УГА, 2-й Ленинградский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 74 летного отряда выполнял транспортно-связной полёт по заданию комсомольско-молодежного строительно-монтажного управления №3 Севергазстроя. Экипаж в день происшествия вылетел с аэродрома базирования Надым в 11:37 местного времени по маршруту Надым – Лабытанги – Салехард – Надым. В 13:30 экипаж произвел посадку в а/п Салехард. Вертолет был дозаправлен топливом. На борт были взяты служебные пассажиры: три пассажира заказчика и старший инженер АТБ 2-го Ленинградского ОАО. Взлетный вес вертолёта составлял 10 190 кг, центровка не выходила за установленные пределы. Метеоусловия в момент взлета были: облачность кучевая высотой 1 000 м, видимость 14 км, ветер 290° 4 м/с, температура воздуха +9°. В 15:10 экипаж получил разрешение на контрольное висение и взлет по готовности. По показанию очевидцев, до набора высоты 50-70 м взлет происходил нормально. Когда вертолет находился этой высоте и на расстоянии 430 м от места взлета очевидцы услышали звук удара с последующим видимым разрушением хвостового винта: часть лопасти хвостового винта отлетела влево по курсу полёта на 120 м, на землю посыпались обломки металла. При дальнейшем разрушении хвостового винта концевая балка с хвостовым винтом отвалилась в воздухе, вертолёт начал вращаться влево, при этом от него стали отделяться какие-то предметы, напоминающие листы бумаги. Вертолёт, снижаясь с вращением влево и правым креном, сделав 1,5 оборота вокруг вертикальной оси, упал на металлическую ВПП, взорвался и сгорел в 730 м от места взлёта. С момента взлета вертолёта и до его падения команд от диспетчера и сообщений от экипажа не поступало. Принятыми мерами ликвидировать пожар полностью не удалось. Экипаж и пассажиры погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
4 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
отказ техники, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22477 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.10.1969 |
Заводской номер ВС |
0438 |
Наработка ВС (часы) |
522 |
Наработка ВС (циклы) |
591 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северное УГА, 2-й Ленинградский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Салехард |
Пункт назначения |
Надым |
Начальный пункт маршрута |
Салехард |
Конечный пункт маршрута |
Надым |
|
Подробные сведения
Описание последствий АП |
Вертолёт полностью сгорел. При осмотре хвостовой балки обнаружено отсутствие 9 верхних болтов крепления к ней концевой балки. Часть разрушенного стыкового шпангоута концевой балки имеет деформацию и вытяжку болтов. Два оборванных верхних болта без гаек найдены в районе удара вертолета об землю.
Стабилизатор: оборванный участок средней части лонжерона изогнут по форме сечения лопасти несущего винта.
Хвостовой винт: остались комлевые узлы лопастей с редуктором и верхней частью концевой балки. Лопасти № 1 и № 2 хвостового винта оборвались при падении винта на землю. Лопасть № 3 хвостового винта: излом лонжерона с изгибом в сторону от балки, имеется след удара по лобовой кромке. Нагревательный элемент лопасти отделился, имеет сквозную пробоину. Обшивка лопасти оторвана и имеет забоину.
Несущий винт: законцовка имеет значительные разрушения, следы скользящих касаний, следы красной краски.
Выводы технической комиссии:
- Разрушение законцовки лопастей несущего винта со следами ударов об хвостовой винт.
- Разрушение лопастей хвоствого винта.
- Следы потери устойчивости на обшивке и стрингерном наборе хвостовой балки.
- Разрушение трехрядного заклёпочного шва.
- Признаки усталостных трещин на силовых деталях стабилизатора.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
По заключению комиссии главной причиной лётного происшествия является разрушение конструкций вертолёта в полёте на высоте 50-70 м. Разрушение конструкций произошло по одной из следующих причин:
а) Разрушение концевой балки с последующим ее отрывом из-за потери устойчивости по причине нарушения технологий;
б) Обрыв законцовки лопасти несущего винта с последующим ее попаданием на лопасти хвостового винта, что привело к деформации лопастей, изменению их плоскости вращения, тряске винта и ударам лопастями хвостового винта по концевой балке;
в) Разрушение стабилизатора с последующим попаданием его на хвостовой винт.
После проведения исследований в ГосНИИ ГА установлено, что причиной катастрофы является усталостное разрушение болтов стыка хвостовой и концевой балок вследствие недостаточной надежности этого стыка. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Материалы расследования предоставил Корсак Сергей Витальевич |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|