|
|
|
Катастрофа Ил-12 1-ой Московской авиагруппы ГВФ близ а/п Свердловск-Кольцово |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 августа 1950 г.
Время: 02:10
Страна: СССР
Место происшествия: Свердловская область, близ а/п Свердловск-Кольцово
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1706
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: 1-я Московская авиагруппа ГВФ, 45 ато
Рейс: 8
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 45 ато выполнял рейс №8 Хабаровск-Москва. В день происшествия экипаж произвел взлет из Красноярска в 15:35, из Новосибирска в 19:00 и из Омска в 22:55. На борту было 18 взрослых пассажиров и 4 ребенка. Перед взлетом КВС был предупрежден о возможности образования тумана к его прилету в Свердловск. В 18:30 дежурный синоптик АМСГ Кольцово дала штормовое предупреждение на период времени с 22:00 до 05:00 – ожидался туман с видимостью менее 1 000 м с переходом в слоистую облачность высотой менее 100 м. В 22:00 и в 23:00 диспетчеру АДС вручены повторные прогнозы, где также указывалась возможность образования тумана. По указанию РП, с 0:00 аэродром был закрыт, но он разрешил прием рейса №8, а также еще одного рейса. Полет до входа в АДС проходил на эшелоне 1 500 м визуально, в зоне АДС – над сплошным низким туманом. В 01:37 РДС дала разрешение на снижение до 600 м и переход на связь с АДС. При подлете к Свердловску в 01:55, экипаж установил связь с АДС и получил от нее разрешение на вход в круг визуально на высоте 600 м и условия посадки с курсом 256° - давление 733,4 мм рт.ст., ветер западно-юго-западный 3 м/с, круг левый. Затем диспетчер АДС, не зная местонахождения самолета, дал указание переходить на связь со стартом. Не установив связь со стартом и не получив от него разрешения на посадку, КВС снизился до 300 м, идя по радиокомпасу на ДПРМ над сплошным туманом. Не долетев до него 2-3 км, КВС увидел красные заградительные огни мачт ДПРМ и в нарушение НПП-47 принял решение произвести посадку с прямой, не делая круга над аэродромом. Он дал команду выпустить шасси и резко повел самолет на снижение. Пролетев ДПРМ на высоте 150 м вместо установленной высоты 200 м, самолет вошел в туман. КВС, продолжая снижение по приборам до высоты 70 м, дал приказ бортрадисту переключить радиокомпас на частоту БПРМ, в то время как ВУСП не работала и никем не была заказана. Экипаж при подходе к аэродрому включение ВУСП не проверил. В момент вывода самолета в горизонтальный полет он столкнулся с молодыми березами высотой 14-15 м в лесу в 900 м после пролета ДПРМ и правее оси посадки 160 м. Срубив деревья на протяжении 120 м, самолет потерял скорость и упал на безлесую поляну в 220 м от места первого касания верхушек деревьев, в 3 100 м от границы летного поля и в 190 м от оси посадки. Четыре члена экипажа (из них двое, бортмеханик и бортрадист, впоследствии скончались в больнице) и один пассажир получили тяжелые ранения. Остальные пассажиры и бортпроводница получили легкие ранения и ушибы. Катастрофа произошла в 02:06 - 02:10 мск.
Фактическая погода за 02:10 – ясно, дымка до 02:30, видимость 6-8 км. За 02:30 – просвечивающийся туман с видимостью 900 м до 02:50. За 02:50 – ясно, дымка, видимость 1 500 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
2 |
Пассажиры |
22 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1706 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
октябрь 1948 г. |
Заводской номер ВС |
83012803 |
Наработка ВС (часы) |
906 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
8 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
1-я Московская авиагруппа ГВФ, 45 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Омск (Центральный) |
Пункт назначения |
Свердловск (Кольцово) |
Начальный пункт маршрута |
Хабаровск |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Причиной катастрофы являются недисциплинированность и нарушения, допущенные КВС:
а) Нарушение НПП-47 об обязательном выполнении круга над аэродромом при посадке в ночное время;
б) Нарушение инструкции по посадке и использованию ВУСП – заказ на включение не сделал, ее включение при подходе к аэродрому не проверил, не выдержал высоту пролета ДПРМ, не произвел установленного захода на посадку по ВУСП и не проверил по схемам условия захода по ВУСП. Всё это стало результатом зазнайства командира корабля, переоценившего свои силы и способности, не выполнившего приказы и наставления, обеспечивающие безопасность полетов.
2) Плохая организация приема самолета Л-1706 в а/п Кольцово, выразившаяся в том, что РП, зная о прогнозировании тумана, не принял мер, обеспечивающих безопасность полетов – не дал указаний о включении ВУСП при подходе самолета (ВУСП включена в 02:15), не находился на старте, допустил сон во время исполнения служебных обязанностей, не контролировал работу суточного наряда.
3) Слабая воспитательная работа в 45 отряде и отсутствие требовательности по выполнению приказов и наставлений, обеспечивающий безопасность полетов. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|