|
|
|
Катастрофа Ан-140-100 а/к 'АЗАЛ' в районе Баку |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 декабря 2005 г.
Страна: Азербайджан
Место происшествия: Апшеронский п-в, район пос.Нардаран
Тип ВС: Ан-140-100
Регистрация ВС: 4K-AZ48
Авиакомпания: Азербайджан Хава Йоллары (АЗАЛ)
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял рейс №217 Баку – Актау. При выполнении данного полета действия экипажа характеризовались тем, что предполетная подготовка и выруливание на исполнительный старт были выполнены с отклонениями от рекомендаций РЛЭ и принятой в авиакомпании «АЗАЛ» технологии работы экипажа самолета Ан-140-100, что выразилось в пропуске некоторых операций и выполнении некоторых операций на этапах, не предусмотренных РЛЭ Ан-140-100. Большинство этих отклонений носило технологический характер и не находится в причинной связи с авиационным происшествием.
Взлет производился ночью в сложных метеоусловиях. Выполнение взлета и последующего набора высоты производились при фактически заарретированном состоянии левого и резервного авиагоризонтов, что находится в прямой связи с авиационным происшествием. На протяжении времени от момента включения системы БУР-92А до момента прекращения регистрации параметров, значения регистрируемых параметров «УГОЛ КРЕНА» и «УГОЛ ТАНГАЖА» от АГК-77-15 левого и «УГОЛ КРЕНА РЕЗЕРВНЫЙ» от АГР-74-15 не изменяются и их величина близка к нулю, что не соответствует реальным значениям указанных параметров, имевшем место в полете самолета. При изменении курса и эволюциях самолета изменения записи параметров крена и тангажа от левого и резервного авиагоризонтов отсутствуют. При этом срабатывания сигнализации отказа левого и резервного авиагоризонтов не было.
Через 42 секунды после отрыва самолета на записи БУР-92А начинает регистрироваться разовая команда «ОТКАЗ АГ ПРАВОГО». Эта регистрация продолжается до момента прекращения записи параметрической информации системой БУР-92А.
Таким образом, выполнение взлета и последующего набора высоты производились при фактически заарретированном состоянии левого и резервного авиагоризонтов, при отсутствии световой сигнализации их неисправности, в темное время суток, в условиях сплошной облачности с высотой нижней кромки около 80 м, что привело к сложной ситуации, а после срабатывания сигнализации отказа правого авиагоризонта, когда в условиях отсутствия индикации о пространственном положении ВС и сигнализации отказа левого и резервного авиагоризонтов экипаж потерял пространственную ориентировку, к аварийной ситуации. Экипаж доложил о нештатной ситуации на борту службе движения и при попадании в неконтролируемый крен предпринимал действия по определению крена и выводу из него, которые не дали результатов.
Примерно через 3 минуты после срабатывания сигнализации отказа правого авиагоризонта аварийная ситуация на борту перешла в катастрофическую. Самолет вошел в крутую правую спираль с выходом за пределы эксплуатационных и конструктивных ограничений, выполнил около 3,5 витков правым разворотом со снижением с высоты около 2000 м с кренами от 34° до 60°, достигнув в крутом пикировании вертикальной скорости около 100 м/с и приборной скорости порядка 600 км/ч, что даже при вертикальной перегрузке примерно 3,8 ед. не позволило перевести самолет в горизонтальный полет и привело к его столкновению с водной поверхностью Каспийского моря у северной береговой черты Апшеронского п-ва. Часть обломков погрузилась в море, часть была разбросана по пляжу и полосе прибоя на протяжении двух километров. Самолет полностью разрушился, экипаж и пассажиры погибли.
Фактическая погода а/п Баку за 22:30 местного времени: облачность 5-7 октанов высотой 80 м, 8 октанов высотой 600 м, небольшой дождь, видимость 3 000 м, ветер 300° 1 м/с, температура +8°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
19 |
19 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-140-100 |
Регистрационный номер (id) ВС |
4K-AZ48 |
Государство регистрации ВС |
Азербайджан |
Дата выпуска ВС |
2004 |
Заводской номер ВС |
36525307036 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Азербайджан Хава Йоллары (АЗАЛ) |
Государство регистрации авиакомпании |
Азербайджан |
Пункт вылета |
Баку (Бина) |
Пункт назначения |
Актау (Шевченко) |
Начальный пункт маршрута |
Баку (Бина) |
Конечный пункт маршрута |
Актау (Шевченко) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Катастрофа самолета произошла вследствие нештатной работы бортовой системы индикации крена и тангажа (авиагоризонты) на этапе взлета и начального набора высоты, что в условиях ночного полета в сложных метеоусловиях привело к потере контроля пространственного положения со стороны членов экипажа и переходу самолета в нисходящую спираль с последующим столкновением с водной поверхностью.
Нештатная работа системы индикации пространственного положения самолета выразилась:
- в несрабатывании сигнализации левого авиагоризонта (отсутствие световой сигнализации на табло «АГ ЛЕВ ОТКАЗ» и признаков отказа на лицевой части прибора) при нахождении резервного авиагоризонта в предположительно заарретированном состоянии (не меняющиеся нулевые показания крена, причину которого комиссии установить не удалось, так как АГ резервный не был найден на месте авиационного происшествия и не исследован), что не позволило экипажу выявить фактически заарретированное состояние АГК левого и АГР. При этом несрабатывание сигнализации неработоспособного состояния левого авиагоризонта и отсутствие изменений показаний по крену и тангажу было вызвано отказом в системе его механизма арретирования;
- в срабатывании сигнализации светового табло об отказе исправного правого авиагоризонта, связанного со штатной работой блока контроля кренов при отличии его показаний от значений крена левого и резервного авиагоризонтов на величину более порогового значения, что исключило для экипажа возможность определения пространственного положения ВС в полете по крену и тангажу в сложных метеоусловиях (сплошная облачность и наличие болтанки). В сложившейся ситуации, из-за малой высоты полета и отсутствия визуальных условий, экипажу не удалось стабилизировать самолет в полете по крену и тангажу.
Техническое состояние левого авиагоризонта и неработоспособность системы его встроенного контроля, а также работа общей самолетной системы контроля авиагоризонтов по крену и электропитанию не могли обеспечивать безопасную эксплуатацию ВС и напрямую повлияли на катастрофический исход полета, так как комиссия в ходе расследования установила контрафактность левого АГК-77-15 №0693773 и фальсификацию года выпуска блоков контроля крена БКК-18 и сигнализатора нарушения питания СНП-1, установленных на данном ВС в сторону завышения («омоложения»), соответственно на 20 лет и на 6 лет.
Необходимо особо отметить, что в ходе работы комиссии были установлены факты фальсификации паспортных данных и других агрегатов и изделий авиационного и радиоэлектронного оборудования, установленных как на самолете, потерпевшем АП, так и на самолете Ан-140-100 №4К-AZ49, в результате чего выяснилось, что на данных самолетах фактически эксплуатировались агрегаты и изделия, выработавшие назначенные ресурсы.
Несмотря на то, что о фактах эксплуатации авиационной техники, находящейся за пределами установленных ресурсов, и ранее сообщалось комиссиями по расследованию АП (АП с самолетами Ил-76 RA-76588 от 14.07.2001, UR-78821 от 18.04.2001, UR-ZVA от 04.03.2004, ER-IBM от 30.12.2004), очевидно, что предпринятые меры по обнаружению и исключению из эксплуатации агрегатов и изделий, находящихся за пределами установленных ресурсов, оказались недостаточными.
В связи с вышеизложенным, требуется создание государственной системы, исключающей использование на ВС контрафактных агрегатов и изделий, и фальсификацию паспортных данных.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|