Экипаж 120 ато, выполнявший рейс №525, произвел взлет в а/п Кольцово в 04:15 мск. После промежуточных посадок в Казани, Пензе и Сталинграде взлет в а/п Гумрак произведен в 14:02.
Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 10 баллов высотой 100-200 м, дождь, видимость 4-10 км, ветер северо-западный 15-25 км/ч, в облаках с высоты 1 500 м обледенение.
Выполняя полет на заданном эшелоне 2 100 м, через 1 час 27 минут полета самолет вошел в снегопад. В результате электростатических помех экипаж не смог настроить радиокомпас на привод аэропорта МинВод. Без разрешения Ростовской РДС экипаж взял обратный курс на Сталинград, набрав при этом эшелон 3 000 м, и только через 18 минут обратного полета сообщил в РДС о возврате и высоте полета. Выйдя сверх облаков, экипаж смог настроить радиокомпас на привод МинВод.
В 16:05 экипаж вновь развернул самолет на МинВоды, снизился до 2 700 м и доложил Ростовской РДС о возврате, но не указал при этом высоты своего полета. РДС разрешила экипажу продолжение полета в МинВоды и установила эшелон полета 2 100 м. Однако экипаж самовольно продолжил полет на эшелоне 2 700 м. Диспетчер РДС, зная о неоднократном самовольном изменении экипажем высоты полета, соблюдать заданную высоту от экипажа не потребовал и никаких указаний на борт о порядке выполнения полета не давал, не использовал радиопеленгатор для определения местонахождения самолета, и, по сути, за полетом не следил и им не руководил.
В 16:12 диспетчер Ростовской РДС разрешил экипажу перейти на связь с радиопеленгаторным узлом МинВод и больше самолет вызывать не пытался.
В 16:44 самолет встретил слабое обледенение и снегопад. Показания радиокомпаса опять стали неустойчивыми. Экипаж вновь самовольно снизился до 1 500 м, доложил об этом в АДС МинВод и получил через АДС разрешение начальника аэропорта следовать на этой высоте. На высоте 1 500 м условия полета не изменились и экипаж с обратным курсом, опять без разрешения РДС или АДС, примерно в 17:03 снизился до высоты 300 м по давлению аэродрома МинВод, перешел на визуальный полет и снова взял курс на МинВоды. Снижаться в горной местности, в наступающей темноте и в сложных погодных условиях до столь малой высоты, несмотря на непрерывную связь с радиопеленгатором и правильные пеленги, было неправильным, безграмотным решением. Сообщив о полете на высоте 300 м в АДС МинВоды (при этом истинная высота полета была не более 50 м), экипаж получил разрешение на подход к аэродрому на этой высоте визуально, хотя инструкция по производству полетов в районе а/д МинВоды для входа в зону АДС с этого направления устанавливает минимальную высоту полета 2 100 м, а минимальную высоту в зоне ожидания – 1 500 м.
Не долетая 17 км до аэропорта, самолет вошел в снегопад с видимостью 20-30 м. Снизившись еще больше, самолет в 17:45 с МКпол=190° зацепил винтами за крышу сарая. Затем он правой плоскостью ударился о каменное строение бани. Потеряв часть правой плоскости и разрушив строение, самолет скапотировал и потерпел катастрофу в поле в 226 м от места первого столкновения с препятствием. Погиб командир корабля. Остальные члены экипажа ранены. Пассажиры получили ушибы.
|