|
|
|
Катастрофа Ли-2 Северо-Кавказского ТУ ГВФ близ а/п Харьков (Основа) |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 31 октября 1953 г.
Время: 00:30
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Харьковская обалсть, пос. Жихорь, близ а/п Харьков
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4732
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 77 ато
Рейс: 270
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 77 ато произвел взлет в Ростове-на-Дону в 22:39 30 октября. В 00:16 самолет вошел в зону аэропорта Харьков (Основа) на высоте 2 100 м сверх облаков и по разрешению КДП начал снижение. В 00:27 самолет прошел над аэропортом на высоте 300 м. Экипаж включил фары, выпустил шасси и с разрешения дежурного по полетам с левым кругом стал заходить на посадку с МК=85° через ДПРС системы ОСП. Недолетая 2 км до БПРС, в непосредственной близости от препятствий (железная дорога с осветительными мачтами высотой 30-40 м) самолет развернулся вправо на 45° и с потерей скорости упал на землю на правое крыло и на носовую часть. Весь экипаж и 10 пассажиров, в том числе грудной ребенок, погибли. Один пассажир получил тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 00:30 в поселке Жихорь в 700 м после пролета ДПРС (2300 м до БПРС) и в 150 м правее оси ВПП. Самолет упал на огороды между жилыми домами поселка в 150 м с недолетом до железной дороги. Фюзеляж полностью разрушился по 27-ой шпангоут. На земле разрушений и пострадавших нет. После остановки самолета от правого крыла до ближайшего дома было 8 м.
Фактическая погода на момент происшествия: облачность 10 баллов высотой 1086 м (по прожектору), видимость 10 км, ветер северо-восточный 10 м/с, t=-5°С. Радиосредства работали нормально. БПРС не была включена. Самолет планировал на предпосадочной прямой на меньшей высоте, чем установленная, с чрезмерно задросселированными моторами. Шасси и щитки были выпущены.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
11 |
10 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4732 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.07.1949 |
Заводской номер ВС |
18432509 |
Наработка ВС (часы) |
5181 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8114289 811483 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
270 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 77 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ростов-на-Дону |
Пункт назначения |
Харьков |
Начальный пункт маршрута |
Ростов-на-Дону |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Наиболее вероятной причиной катастрофы является ошибка КВС, выразившаяся в недопустимом снижении самолета при планировании на предпосадочной прямой с чрезмерно задросселированными моторами. КВС пилотировал самолет, закрывшись шторками (шторки в левой части кабины обнаружены наполовину растянутыми, шторки в правой части кабины – собраны). Поздно определив потерю высоты ниже безопасной и увидев в непосредственной близости препятствия, он или другой член экипажа, вместо плавного увеличения наддува моторам, произвели резкую дачу секторов газа вперед, в результате чего могли не получить быстрого увеличения мощности моторов и тяги. В результате самолет продолжил терять высоту и скорость. Угроза прямого столкновения самолета с железнодорожными сооружениями и составами, очевидно, заставила экипаж резко отвернуть самолет вправо с целью произвести посадку в огороды. Однако, скорости и высоты для этого не было и этот маневр закончился катастрофой.
В 77 ато, по заданиям командиров отряда и эскадрильи, широко практиковалась тренировка командиров экипажей в заходах на посадку днем и ночью по системе ОСП с применением шторок, в том числе при выполнении пассажирских полетов. Уровень подготовки КВС Грабова был средним. Положенные тренировки в ночных полетах в 1953 г. он не прошел, но командир эскадрильи составил фиктивный акт о полном прохождении данных тренировок. Не будучи подготовленным к работе инструктором, по заданию командира отряда Грабов отрабатывал со включенным в состав экипажа в качестве второго пилота молодым командиром корабля отдельные задачи по вводу в строй. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
В катастрофе погиб директор театра им А.С. Пушкина, заслуженный артист РСФСР Чаплыгин Николай Николаевич - актер театра и кино (снимался в к/ф "Ленин в Октябре", "Крейсер ВАРЯГ" "Адмирал Нихимов" и др.) |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|