|
|
|
Катастрофа Ил-12 Грузинского ТУ ГВФ близ Зугдиди |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 июня 1953 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, 15 км северо-восточнее Зугдиди
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1375
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское территориальное управление ГВФ, 112 ОАО
Рейс: 229
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 112 ОАО выполнял пассажирский рейс №112 Москва-Тбилиси с посадкой в Ростове-на-Дону. Взлет во Внуково произведен в 05:20. Из Ростова-на-Дону самолет вылетел, имея на борту 10 пассажиров, а также (как впоследствии было установлено) двоих незаконно взятых экипажем пассажиров. В Москве экипаж посадил на борт 8-ми летнюю дочь главного инженера Грузинского ТУ ГВФ, а в Ростове-на-Дону – второго пилота самолета Ли-2 того же управления.
Из-за неблагоприятных метеоусловий на маршруте Краснодар-Сухуми (грозы на побережье) в 10:48 самолет произвел непредусмотренную расписанием посадку в а/п Краснодар. После уточнения метеообстановки экипаж произвел взлет в 15:07.
В 16:02 самолет вошел в зону УРДС Тбилиси на эшелоне 2 400 м визуально. На этой высоте, в 16:17, самолет прошел а/п Сухуми, о чем экипаж доложил диспетчеру АДС Сухуми. В 16:23 экипаж передал на КДП а/п Сухуми о выходе из зоны АДС. В 16:31 экипаж доложил о пролете Сухуми в 16:17 в УРДС Тбилиси и полете между слоями облачности. С этого момента связь с бортом прекратилась. Самолет потерпел катастрофу близ деревни Григориши на территории совхоза им. Берия в 15 км северо-восточнее Зугдиди в лесу на склоне холма точно на маршруте полета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
6 |
Пассажиры |
12 |
12 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
погодные условия, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1375 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.09.1947 |
Заводской номер ВС |
30103 |
Наработка ВС (часы) |
3204 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
82910424 829102764 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
229 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское территориальное управление ГВФ, 112 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Краснодар (Пашковская) |
Пункт назначения |
Тбилиси |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
Конечный пункт маршрута |
Тбилиси |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что в период с 07:00 до 13:00 по трассе Краснодар-Сухуми наблюдались грозы. В дальнейшем, во второй половине дня, грозы отмечались на отдельных участках трассы Сухуми-Кутаиси-Сурами. Возникновение гроз происходило быстро. В 16:15 гроза наблюдалась в Зугдиди, в 17:30 – в Кутаиси. АМСГ прогнозировала с 16:00 до 19:00 на участке Сухуми-Тбилиси грозовое положение и грозу в районе Миха-Цхакая – Кутаиси. Руководитель полетов а/п Сухуми значения ухудшению метеообстановки не придал и пропустил через зону АДС Сухуми экипаж Ил-12. По показаниям местных жителей, в районе падения самолета была сильная гроза с ливнем и градом, сопровождавшаяся частыми грозовыми разрядами. Комиссия установила, что неожиданно для себя экипаж на маршруте вошел в грозовую облачность. Комиссия предполагает, что затем экипаж частично был поражен грозовым разрядом, вследствие чего самолет перешел или в неуправляемое падение или в пикирование. На высоте около 300 м экипаж предпринял попытку резкого вывода самолета. Вследствие создавшейся при этом чрезмерной перегрузки произошел обрыв консолей обоих плоскостей самолета между 9-14 нервюрами. Фюзеляж самолета с центропланом и работающими моторами вертикально упал на землю, разрушился и сгорел. Консоли плоскостей находились в 120 м от места падения фюзеляжа и в 50 м друг от друга. Два пассажира выпали из самолета на небольшой высоте. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось неожиданное попадание самолета в грозовую облачность.
Способствующие причины:
1) Отсутствие должного руководства полетом со стороны РП а/п Сухуми. Он, зная об ухудшении метеообстановки по трассе полета, пропустил самолет через свою зону, не принял мер для его посадки в Сухуми, не сообщил в УРДС Тбилиси о данном на борт разрешении на пролет, не запрашивал от УРДС указаний о дальнейшем полете самолета и даже не дал на борт информацию о наличии опасных явлений погоды по трассе.
2) Отсутствие должного руководства полетом со стороны РП а/п Тбилиси, который не знал фактического состояния погоды на трассе, не потребовал от АМСГ Тбилиси составления прогноза погоды на участке трассы от Сухуми до Тбилиси. При этом он знал, что два рейса задержаны из-за погоды. Ограничившись формальной дачей разрешения на вход в зону УРДС Тбилиси и следования визуально на эшелоне 2 400 м, РП а/п Тбилиси дальнейшим полетом фактически не руководил. Взаимодействие РП и УРДС а/п Тбилиси с АМСГ организовано недостаточно четко. АМСГ не ставится в известность о предстоящих пролетах самолетов зоны УРДС. Штормовые предупреждения и сведения о фактической погоде несвоевременно попадают к РП и дсипетчерам.
Виновники: руководители полетов аэропортов Сухуми и Тбилиси, а также начальник АДС а/п Сухуми, который также не запретил пролет зоны АДС экипажу самолета Ил-12. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|