|
|
|
Столкновение Ли-2 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ и Ли-2 Западно-Сибирского ТУ ГВФ севернее Кемерово |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 мая 1953 г.
Время: 03:50
Страна: СССР
Место происшествия: Кемеровская область, близ дер. Гусиный Брод, Кемеровский район
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4534
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 133 АТО
Рейс: 18
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж самолета Ли-2 Л4534 133-го авиатранспортного отряда, выполнявший рейс №18, произвел взлет из а/п Иркутск 26 мая в 21:07 мск. Самолет произвел посадку в а/п Красноярск в 00:50 27 мая. Взлет произведен в 01:55. На борту находились 14 взрослых пассажиров и 2 ребенка. Полет проходил по маршруту Красноярск-Кемерово-Новосибирск на эшелоне 2 100 м. На участке Красноярск-Кемерово экипаж уклонился от маршрута на 47 км и между деревней Гусиный Брод и поселком Барзас Кемеровского района столкнулся в воздухе с самолетом Ли-2 А4031 6 авиаотряда воздушных съемок, вылетевшего из Новосибирска в район Гусиного Брода для выполнения задания по аэрофотосъемке. Катастрофа произошла днем в 03:50 мск в 16,5 км западнее пос. Барзас.
Экипаж Ли-2 А4031 вылетел в 02:40 по маршруту Новосибирск-Кемерово-Гусиный Брод на заданном эшелоне 1 800 м в район аэрофотосъемки, расположенный в 45-60 км северо-северо-восточнее а/п Кемерово. В 03:36 экипаж доложил о прибытии в заданный район на высоте 1 800 м и приступил к работе. Погода была ясная и безоблачная. Видимость – 15 км, температура +10°С. Самолет произвел один пролет курсом 90° длительностью 6 минут 40 секунд, затем выполнил левый разворот на 180° длительностью 36 секунд и произвел пролет курсом 270° также длительностью 6 минут 40 секунд. После правого разворота длительностью 36 секунд на курс 90° (с запада на восток строго против солнца), менее чем через 1 минуту после выхода на этот курс, на встречных курсах произошло столкновение с самолетом Ли-2 Л4534, шедшим с курсом 270° со стороны солнца. Ли-2 А4031, пролетая немного ниже, винтом правого мотора отрубил левую плоскость Ли-2 Л4534 в стыке элерона и щитка, а ударом верхней частью своего фюзеляжа в центроплан Л4534 разрушил его фюзеляж. Левая плоскость, части фюзеляжа и хвостовое оперение Л4534 отделились в воздухе и были разбросаны по лесу и по поляне на площади 150х900 м. Пассажиры выпадали наружу. Их тела были разбросаны по лесу на площади 150х600 м. Центроплан с моторами, пилотской кабиной и правой плоскостью упал на землю в лесу. Ли-2 А4031 перешел в отвесное пикирование и, не разрушаясь, упал в лес в 350 м от цетроплана Л4534. При ударе о землю произошли взрывы бензобаков, но пожара не было.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
16 |
16 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4534 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.06.1948 |
Заводской номер ВС |
18429005 |
Наработка ВС (часы) |
3882 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211198 62112172 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
18 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 133 АТО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Красноярск (Северный) |
Пункт назначения |
Новосибирск (Северный) |
Начальный пункт маршрута |
Иркутск |
Конечный пункт маршрута |
Новосибирск (Северный) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что экипаж Ли-2 А4031 поддерживал связь с Новосибирской АДС и РДС, но не вел связь с Кемеровской АДС. Экипаж Ли-2 Л4534 держал связь с Красноярской АДС и РДС и Кемеровской АДС и имел неудовлетворительную связь с Новосибирской РДС. Активной работы с этим экипажем со стороны Новосибирской РДС не было. Точного местонахождения самолета в своей зоне в РДС не знали. Многочисленные очевидцы на земле видели, как самолеты сближались на одной высоте, и, ожидая столкновения, вели за ними непрерывное наблюдение. При этом оба экипажа никаких действий по предотвращению столкновения не предприняли.
6-й авиаотряд передан в Западно-Сибирское ТУ ГВФ от Главного управления геодезии и картографии в марте 1953 г. При этом командование ЗС ТУ ГВФ не провело мероприятий, обеспечивающих четкую организацию и безопасность полетов. Оно ограничилось проведением летной тренировки экипажей, не вникая в особенности работы при аэрофотосъемке и передоверило подготовку экипажей командиру отряда, который сам начал летать на аэрофотосъемку только с мая 1953 г. Заявки на работы подавались в а/п Новосибирск без указаний границ района работ. Фактические высоты полетов над районом работ не соответствовали подаваемым заявкам.
Все полеты самолетов ГВФ и ВВС проходят на эшелонированных высотах по стандартному давлению (760 мм рт.ст.). Самолеты же авиаотряда воздушных съемок выполняют полеты на высотах в зависимости от заданного масштаба съемки, которые определяются от уровня аэродрома вылета с поправками на рельеф местности участка аэрофотосъемки. Вследствие этого задаваемые этим самолетам эшелоны при их работе на участках не соответствовали принятому порядку эшелонирования для транспортных самолетов. Получив задание провести съемку в масштабе 1:17000, фактически экипаж должен был находиться на высоте относительно аэродрома вылета 1700+(290-162)=1828 м, где 1700 – истинная высота над участком съемки, 162 – уровень а/д Новосибирск, 290 – средняя высота превышения местности участка съемки над уровнем моря. По стандартному давлению высота полета была бы 1828+(760-745,5)х11=1987,5 м, где 745,5 – давление а/д Новосибирск. С учетом поправки на повышенное давление а/д Кемерово 747,1 мм рт.ст. высота полета по стандартному давлению должна быть 1987,5-17,5=1970 м, где 17,5 – поправка на повышенное давление а/д Кемерово. Следовательно, перед началом съемки Ли-2 должен был набрать дополнительную высоту 170 м. Таким образом, при точном соблюдении заданного эшелона полета 2100 м экипажем Л4534, разница высот между самолетами составила бы 130 м. КВС Ли-2 А4031, по данным барограммы, набрал дополнительную высоту 250 м.
Порядок определения высоты съемки не был известен ни командованию ЗС ТУ ГВФ, ни Новосибирской РДС и АДС. Новосибирская РДС, имея радиопеленгаторный узел, в течение 35 минут полета Ли-2 Л4534 в своей зоне не установила его местонахождение. По этой причине воздушная обстановка в районе аэрофотосъемки Новосибирской РДС не была известна. Диспетчер АДС Кемерово, разрешив экипажу Ли-2 Л4534 пролет своей зоны, не знал фактического маршрута самолета и не установил его точного местонахождения, хотя ясная погода позволяла бы наблюдать пролет самолета над а/д Кемерово (которого не было, поскольку экипаж спрямил маршрут). Новосибирская РДС не приняла никаких мер для предупреждения пролетающих экипажей и аэропортов Кемерово и Красноярск о производимых полетах в ее зоне – в 50 км севернее а/п Кемерово. Оба экипажа за воздушной обстановкой наблюдения не вели и, несмотря на исключительно благоприятные условия (ясный безоблачный день, видимость 15 км), не предприняли никаких попыток предотвратить столкновение.
Командир Ли-2 Л4534 грубо нарушил маршрут полета на трассе Красноярск-Новосибирск, срезав его часть в районе Кемерово, и не соблюдал установленный эшелон полета. В июле 1952 г этот командир был переведен во вторые пилоты за недисциплинированность и потерю ориентировки. В феврале 1953 г. он был восстановлен в должности, несмотря на серьезные недостатки в пилотировании, наличие у него элементов зазнайства, упрямства и непонимания. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами столкновения самолетов явились:
1) Грубое нарушение установленного маршрута полета и преступно-халатное отношение к своим обязанностям при пилотировании самолета со стороны командира Ли-2 №4534;
2) Отсутствие осмотрительности со стороны обоих командиров кораблей при выполнении полетов;
3) Неудовлетворительная подготовка к полетам на аэрофотосъемку, плохая организация полетов, пренебрежение к элементарным требованиям обеспечения безопасности полетов со стороны командования ЗС ТУ ГВФ и 6 авиаотряда, а также со стороны Новосибирской РДС.
Виновники: оба командира кораблей и командир отряда, формально отнесшийся к обеспечению безопасности полетов. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|