|
|
|
Катастрофа Ли-2 Северного ТУ ГВФ в а/п Свердловск-Кольцово |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 ноября 1954 г.
Время: 16:40
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Свердловск (Кольцово)
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4519
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 67 авиаотряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Ленинград-Новосибирск с промежуточными посадками в Москве (Быково), Казани, Свердловске и Омске. В 14:45 мск самолет произвел посадку в а/п Кольцово. В 16:39 экипаж приступил к взлету с МК=256° при фактической погоде: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая и разорвано-дождевая высотой 90-100 м, видимость 6 км, дымка, ветер юго-восточный 1 м/с, t=-1°С, осадков и обледенения не наблюдалось. После отрыва самолет сначала накренился влево, затем вправо, и с правым креном свалился на землю в 150 м левее ВПП и в 250 м до ее конца. При ударе кабина пилотов разрушилась, фюзеляж разломился за центропланом, правая плоскость обломилась. Перед падением экипаж выключил зажигание моторов и пожара не возникло. Погибли КВС, бортмеханик и 3 пассажира. Остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения. Пассажир с открытой ЧМТ скончался в больнице через две недели.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
2 |
Пассажиры |
10 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4519 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
июнь 1948 г. |
Заводской номер ВС |
18429002 |
Наработка ВС (часы) |
7096 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8112455 8113677 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Свердловск (Кольцово) |
Пункт назначения |
Омск (Центральный) |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Шоссейная) |
Конечный пункт маршрута |
Новосибирск (Северный) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что в данном составе экипаж выполнял полет впервые. КВС и второй пилот совместно налетали 76 часов. Материальная часть работала исправно. Выпуск самолета в ночной полет произведен по указанию начальника аэропорта, в нарушение приказа начальника ГУ ГВФ, запрещающего выпуск в ночной полет самолетов, следующих вне расписания, без разрешения начальника управления транспортной авиации ГУ ГВФ. Экипаж выпускался заведомо с суточным переналетом по прибытию в Омск на 1 ч. 07 мин. Погода соответствовала установленному минимуму и уровню подготовки экипажа. Опасных метеоявлений не было. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы явились:
1) Неудовлетворительная организация выпуска в полет экипажа, выразившаяся в поспешном комплектовании экипажа непосредственно перед вылетом, в первом облете самолета в составе данного экипажа за 1,5 ч. до вылета на задание, что привело к отсутствию достаточной сработанности экипажа в целом.
2) Грубое нарушение начальником аэропорта приказа нач. ГУ ГВФ и превышение установленной санитарной нормы экипажа. В день катастрофы экипаж к моменту вылета работал 13 часов 40 минут. Предыдущую ночь экипаж отдыхал не полностью, выполняя ночной рейс из Быково в Казань. Из Кольцово экипаж был выпущен также ночью с расчетной продолжительностью полета 3 ч. 32 мин. Таким образом, общее время работы экипажа составило бы при прилете в Омск 17 часов, из которых 9 ч. 07 мин. в полете.
Непосредственная причина катастрофы – взлет и набор высоты в ночных условиях с выпущенными не менее чем на 25° щитками, что привело к чрезмерно медленному нарастанию воздушной скорости, ухудшению поперечной устойчивости и управляемости самолета. Экипаж, не определив и не устранив причины ненормального поведения самолета в наборе высоты, проявил суетливость. КВС, по-видимому, отвлек свое внимание от пилотирования самолета. В результате самолет потерял скорость и упал на землю с малой высоты. Наиболее вероятной причиной выпуска щитков явилась ошибка бортмеханика, который в процессе руления или перед взлетом ошибочно воспользовался ручкой управления щитками вместо ручки управления шасси для увеличения давления в гидросистеме шасси.
Перечисленные в п. 1 и 2 нарушения полностью способствовали возникновению непосредственной причины катастрофы. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|