|
|
|
Катастрофа Ил-12 Казахского ТУ ГВФ близ а/д Первомайский, Алма-Ата |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 05 декабря 1954 г.
Время: 20:55
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, близ а/д Первомайский, 4,5 км северо-западнее а/п Алма-Ата
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1320
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское территориальное управление ГВФ, 151 ао
Рейс: 98
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 151 авиаотряда выполнял рейс №98 Алма-Ата-Москва. Вылет по расписанию должен был состояться в 16:45 мск, но в связи с неисправностью матчасти был произведен после ее устранения в 17:45 при следующей фактической погоде: облачность 2/0 верхняя, дымка, видимость 4 км, ветер северо-западный 1 м/с, t=-25°С. В 17:47 экипаж доложил: «Взлет произвел, на борту все в порядке». В 17:48 последовал доклад: «Иду на одном моторе», после чего связь прервалась. Самолет потерпел катастрофу на территории воинской части в районе аэродрома Первомайский в 4,5 км северо-западнее а/п Алма-Ата. Погибла бортпроводница. Остальные члены экипажа и 2 пассажира получили ранения средней тяжести. 12 пассажиров не пострадали. Комиссия установила, что взлет с левого сиденья производил второй пилот, самовольно посаженный на это место командиром экипажа (в задание на полет был включена тренировка второго пилота, но в условиях рейсового полета она должна быть только с правого сиденья). На высоте 100-120 м второй пилот увидел пламя и сообщил экипажу, что горит левый мотор. КВС, увидев отблески пламени и получив подтверждение от бортмеханика, приказал зафлюгировать левый винт, а сам произвел скольжение самолета вправо с целью сбить пламя. При скольжении было потеряно 20-30 м высоты. Винт зафлюгировался после двухкратного нажатия на ПН-1 на высоте 80-70 м. Яркое пламя на моторе прекратилось. После вывода самолета из скольжения на этой высоте КВС начал левый разворот для захода на посадку на аэродром Алма-Ата. Самолет во время флюгирования винта снижался с вертикальной скоростью 3-4 м/с при горизонтальной скорости 200 км/ч. В связи с этим второй пилот подал команду «форсаж правому мотору!». Команда была выполнена бортмехаником. Почувствовав значительное давление на правую ногу, КВС подал команду снять форсаж, а второму пилоту – не вмешиваться и следить за приборами. Бортмеханик установил двигателю номинальный режим. Потеря высоты продолжалась. КВС в связи с этим дважды подавал команду увеличить мощность работы правого мотора. В результате мотор был снова форсирован (на месте катастрофы сектор газа правого двигателя был обнаружен установленным на номинал, а магнето были включены). Скорость полета снизилась до 180-170 км/ч, а потеря высоты не прекратилась. Вследствие этого КВС принял решение произвести посадку на аэродроме Первомайский, расположенном на маршруте полета. Самолет подошел к аэродрому на высоте 20-15 м. Увидев с этой высоты непосредственно перед собой глубокий овраг шириной около 100 м, КВС, боясь, что самолет его не перетянет, развернул его на 90° влево в направлении жилых домов. При развороте самолет правой плоскостью сбил сторожевую будку, расположенную на краю оврага. Затем, сбив на пути несколько небольших деревьев и два телеграфных столба, самолет приземлился с убранными шасси и работающим правым мотором. Проскользив по земле около 160 м, самолет ударился о кирпичный сарай и цементную помойку. Передняя часть фюзеляжа разрушилась по 15-ый шпангоут, хвостовая часть оторвалась по 33-ий шпангоут. Пилотская кабина разрушилась по 8-ю раму, центроплан и плоскости деформированы. Катастрофа произошла в 17:55 мск (20:55 мест. вр.).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
1 |
Пассажиры |
14 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1320 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
30126 |
Наработка ВС (часы) |
4645 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
829105076 829104307 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
98 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское территориальное управление ГВФ, 151 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Алма-Ата |
Пункт назначения |
Караганда |
Начальный пункт маршрута |
Алма-Ата |
Конечный пункт маршрута |
Москва (аэропорт неизвестен) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что на 10-м цилиндре левого мотора в режиме набора высоты прогорел клапан воздушного самопуска. Так как прогар клапана происходил на номинальном режиме работы мотора, это сопровождалось сильным и ярким пламенем, что было принято экипажем за пожар на моторе. Перед вылетом самолет прошел 25-ти часовую форму технического обслуживания. Качество выполненных работ было низкое. При приемке самолета после завершения работ бортмеханик обнаружил, что винт левого двигателя не входил во флюгер. Автопилот и радиокомпас не работали. Устранив эти дефекты, старший мастер смены и контрольный мастер ОТК ушли домой. Для выпуска самолета остались авиатехник и механик. При выключении моторов на загрузочной площадке бортмеханик услышал шипение на левом моторе и решил проверить исправность клапанов воздушного самопуска на цилиндрах. Вместе с авиатехником он обнаружил плохую затяжку корпуса клапана и воздухоподводящей трубки у клапана воздушного самопуска 10-го цилиндра. Корпус был снят и разобран. Совместно с бортмехаником, авиатехник убедился в отсутствии дефектов и установил клапан обратно. Сборка была произведена им небрежно. Корончатая гайка штока клапана была установлена в перевернутом положении и не была законтрена. Бортмеханик правильность сборки не проконтролировал. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы явились:
1) Прогар клапана воздушного самопуска 10-го цилиндра левого двигателя из-за плохого технического обслуживания, принятый экипажем за пожар в двигателе и приведший к одномоторному полету на низкой высоте.
2) При выполнении одномоторного полета КВС допустил грубые ошибки в технике пилотирования:
а) производил разворот с креном 5° на неработающий мотор при скорости 180-170 км/ч на высоте 80-70 м;
б) переменно давал форсаж правому двигателю в процессе разворота, что значительно увеличивало скольжение самолета с креном на неработающий мотор и приводило к потере высоты и скорости.
Грубым ошибкам КВС в технике пилотирования способствовало то, что на левом сиденье находился второй пилот. КВС не проверялся в пилотировании с правого сиденья с сентября 1952 г.
Способствующие причины:
1) плохая организация и состояние технического обслуживания самолетов в ЛЭРМ а/п Алма-Ата.
2) неудовлетворительное обучение экипажей одномоторному полету и плохая подготовка экипажей к полетам в 151 ао.
3) слабая дисциплина летного и технического состава в а/п Алма-Ата. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|