|
|
|
Катастрофа Як-40 а/к 'Черемшанка' в районе н.п.Ванавара |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 сентября 1994 г.
Время: 17:37
Страна: Россия
Место происшествия: Красноярский край, Эвенкийский АО, близ пос. Ванавара
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: RA-87468
Авиакомпания: Черемшанка
материалы расследования
|
|
|
|
|
Описание |
При подлете к Туре погодные условия ухудшились. Выполнив три захода по системе ОСП в сложных метеоусловиях, экипаж не смог произвести посадку, после чего принял решение следовать на запасной аэродром Ванавара (в 450 км от Туры). В 41 км северо-западнее Ванавары закончилось топливо и двигатели остановились. Экипаж попытался произвести вынужденную посадку на поверхность реки Чамба шириной 10-12 м с убранными шасси. При подходе к реке на скорости около 235 км/ч самолет начал сталкиваться с верхушками деревьев. Правая плоскость крыла при этом разрушилась. Продолжая сталкиваться с деревьями с увеличивающимся правым креном, самолет в перевернутом положении носовой частью фюзеляжа и правой плоскостью ударился о берег реки и полностью разрушился. Фюзеляж остановился в перевернутом положении хвостовой частью на берегу и с разрушенной передней частью, погруженной в воду.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
24 |
24 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-87468 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
11.11.1974 |
Заводской номер ВС |
9441337 |
Наработка ВС (часы) |
22203 |
Наработка ВС (циклы) |
17220 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Черемшанка |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Красноярск (Черемшанка) |
Пункт назначения |
Тура |
Начальный пункт маршрута |
Красноярск (Черемшанка) |
Конечный пункт маршрута |
Тура |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Работа комиссии была затруднена из-за отсутствия записей переговоров "экипаж-диспетчер". В нарушение требований п. 2.3.3 ПРАПИ-88 директор Туринского авиапредприятия дал указание изъять и прослушать до прибытия комиссии ленту диспетчерского магнитофона. На момент прослушивания переговоров комиссией записи на ленте не оказалось.
При проверке организации летной работы в авиакомпании "Черемшанка" и состояния обеспечения безопасности полетов при УВД в Туринском авиапредприятии были вскрыты недостатки, существенно влияющие на безопасность полетов, о которых указывалось ранее при проведении соответствующих проверок. Персонал УВД аэропорта Тура неоднократно информировал в своих письмах и решениях профсоюзных собраний о недопустимом уровне организации работы в службе движения, состоянии обеспечения безопасности полетов при УВД. Однако мер по устранению указанных недостатков со стороны руководства Туринского предприятия не принималось, должный контроль со стороны Красноярского РУ ВТ не осуществлялся.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
По заключению комиссии по расследованию, катастрофа произошла в результате сочетания следующих неблагоприятных факторов:
- неправильного расчета экипажем необходимого количества топлива для выполнения полета до аэродрома Тура с учетом выбора в качестве запасного аэродрома Ванавара;
- невыполнения дежурным штурманом аэропорта Черемшанка своих функциональных обязанностей в части, касающейся контроля за готовностью экипажа к полету;
- резкого ухудшения погоды на аэродроме Тура, о чем экипаж не был своевременно проинформирован;
- невыполнения своих функциональных обязанностей диспетчером СДП аэропорта Тура (Горный) в части требования от техника-наблюдателя проведения внеочередного наблюдения за погодой при ее ухудшении. Руководитель полетов должного контроля за работой подчиненных служб не осуществлял;
- отсутствия контроля за изменением погодных условий со стороны техника-наблюдателя аэропорта Тура (Горный) при заходах на посадку самолета Як-40;
- отклонения, допущенного экипажем при первом заходе на посадку с прямой, что было обусловлено, вероятно, кратковременным обесточиванием ДПРМ и неправильным определением экипажем удаления до ВПП в этих условиях;
- невыдерживания экипажем параметров схемы захода на посадку в аэропорту Тура при выполнении второго и третьего заходов в погодных условиях ниже установленного минимума;
- принятия экипажем неправильного решения при дефиците топлива на борту о полете на запасной аэродром Ванавара вместо следования на аэродром Байкит, расположенный на 110 км ближе;
- ошибки экипажа в выборе эшелона полета и точки начала снижения при следовании на запасной аэродром Ванавара.
На принятие решения экипажем о выборе в качестве запасного аэродрома Ванавара оказала, возможно, влияние существующая практика расчета за наличные деньги при посадках в некоторых аэропортах Красноярского РУ ВТ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|