|
|
|
Катастрофа Ли-2 Дальневосточного ТУ ГВФ близ Южно-Сахалинска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 августа 1954 г.
Время: 02:50
Страна: СССР
Место происшествия: Сахалинская область, 13,5 км юго-восточнее Южно-Сахалинска
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4679
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа
Рейс: 971
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 142 авиаотряда выполнял пассажирский рейс №971. На борту находились 14 взрослых пассажиров и 8 детей. Взлет в а/п Хабаровск произведен в 00:15 мск. Эшелон полета был задан 3 000 м. Фактическая погода в районе а/п Южно-Сахалинск-Бол. Елань была следующей: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 400 м, видимость 10 км, ветер юго-восточный 4 м/с, к югу облачность понижалась до 300 м и ниже, вершины восточных сопок закрыты.
В 02:28 при входе в зону АДС Южно-Сахалинск экипаж, получив разрешение на снижение до высоты верхней кромки облаков, настроил радиокомпас на приводную радиостанцию и приступил к снижению до 1 800 м с МК=140°, о чем доложил на КДП. В 02:37 экипаж прошел приводную радиостанцию и, получив разрешение на пробивание облачности по установленной схеме, снизился с МК=192° до 800 м (по докладу экипажа). В 02:42 КВС доложил о выполнении стандартного разворота и продолжил снижение с МК=10° на дальний привод. В 02:45 экипаж доложил: «высота 450, снижаюсь на дальний». На этом связь с экипажем прекратилась. Самолет обнаружен на следующий день на вершине сопки высотой 460 м в районе г. Комиссарская (714 м) в 9 км от ДПРС военного аэродрома ВВС ТОФ Корсаков с МК=10° (восточнее схемы захода на посадку а/д ГВФ Бол. Елань). Самолет сталкивался с деревьями на склоне сопки на протяжении 128 м. Затем он столкнулся с землей и остановился в перевернутом положении. Фюзеляж был полностью разрушен до 25 шпангоута. Все пассажиры и члены экипажа, кроме одного пассажира - подполковника Сов. армии 1914 г.р., погибли. Выживший пассажир доставлен в больницу в тяжелом состоянии. Катастрофа произошла в 02:50 мск в 13,5 км юго-восточнее г. Южно-Сахалинск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
22 |
21 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4679 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.12.1949 |
Заводской номер ВС |
6803 |
Наработка ВС (часы) |
4219 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8115796 8114231 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
971 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Хабаровск |
Пункт назначения |
Южно-Сахалинск (Бол. Елань) |
Начальный пункт маршрута |
Хабаровск |
Конечный пункт маршрута |
Южно-Сахалинск (Бол. Елань) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При столкновении с деревьями моторы работали. Шасси были выпущены. Радиовысотомер РВ-2 включен. Самолет с левого сиденья пилотировал второй пилот. КВС находился на правом сиденье в качестве инструктора. АРК-5 обнаружен настроенным на частоту 683 КГц, что близко к рабочей частоте ДПРС а/д Корсаков – 687 КГц. Контрольный замер с помощью волномера установил, что фактическая частота работы ДПРС а/д Корсаков – 684 КГц. При пробивании самолетом облачности одновременно работали ДПРС и БПРС а/д Корсаков и ДПРС а/д Бол. Елань (БПРС не включалась). При расстоянии между этими ДПРС в 13,5 км разница в их рабочих частотах (рабочая частота ДПРС а/д Бол. Елань – 670,2 КГц) является недостаточной, тем более, что в процессе работы радиостанций частоты в ряде случаев сближаются, а позывные накладываются друг на друга. При небольшой неточности в настройке АРК-5 создается вероятность ошибочного выхода самолета на другую радиостанцию. Постоянный контроль за соблюдением номинала частот приводных радиостанций аэродромов Бол. Елань и Корсаков отсутствует. На а/д Корсаков замер производился 1 раз в течение 2-3 месяцев. Имеются несколько жалоб экипажей не неустойчивую работу ДПРС а/д Южно-Сахалинск. Руководство полетами при пробивании облачности и заходе на посадку осуществляется пассивно, не осуществляется действенный контроль за движением самолетов в зоне АДС и при заходах на посадку по времени. Руководитель полетов включение РВ-2 от экипажа не потребовал. Экипажи не предупреждают об одновременной работе приводных средств аэродромов Южно-Сахалинск и Корсаков. Радиотехнических средств, обеспечивающих контроль с земли за местонахождением самолетов в зоне АДС в сложных метеоусловиях, на а/д Южно-Сахалинск нет. Дважды имелись ошибочные случаи выхода самолетов ГВФ на ДПРС а/д Корсаков, но командование ДВ ТУ ГВФ и Хабаровской авиагруппы не приняло необходимых мер по предотвращению подобных случаев. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вследствие самоуспокоенности и халатности экипаж допустил ошибку в настройке радиокомпаса, не прослушал позывных, в результате чего пробивал облачность по схеме а/д Южно-Сахалинск с использованием ДПРС а/д Корсаков, следуя на него с МК=10° до столкновения с сопкой.
Непосредственная причина катастрофы – столкновение с землей вне видимости её.
Главная причина катастрофы – ошибочное снижение самолета по схеме а/д Южно-Сахалинск по ДПРС аэродрома ВВС ТОФ Корсаков и неиспользование радиовысотомера.
Способствующие причины:
1) Неправильные действия экипажа при настройке радиокомпаса на приводную радиостанцию а/д Бол. Елань.
2) Малый разнос в частотах приводных радиостанций аэродромов Бол. Елань и Корсаков при близком расстоянии между ними и неудовлетворительный контроль за номиналом их частот со стороны обслуживающего персонала.
3) Непринятие необходимых мер руководством ДВ ТУ ГВФ и командованием Хабаровской авиагруппы по предотвращению ошибочных действий экипажей при настройке на радиостанции на Южном Сахалине после имевшихся двух подобных случаев в мае 1954 г. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|