Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Дальневосточного ТУ ГВФ близ Южно-Сахалинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1954 г.
Время:  02:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Сахалинская область, 13,5 км юго-восточнее Южно-Сахалинска
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4679
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа
Рейс:  971
 


Описание
    Экипаж 142 авиаотряда выполнял пассажирский рейс №971. На борту находились 14 взрослых пассажиров и 8 детей. Взлет в а/п Хабаровск произведен в 00:15 мск. Эшелон полета был задан 3 000 м. Фактическая погода в районе а/п Южно-Сахалинск-Бол. Елань была следующей: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 400 м, видимость 10 км, ветер юго-восточный 4 м/с, к югу облачность понижалась до 300 м и ниже, вершины восточных сопок закрыты.
    В 02:28 при входе в зону АДС Южно-Сахалинск экипаж, получив разрешение на снижение до высоты верхней кромки облаков, настроил радиокомпас на приводную радиостанцию и приступил к снижению до 1 800 м с МК=140°, о чем доложил на КДП. В 02:37 экипаж прошел приводную радиостанцию и, получив разрешение на пробивание облачности по установленной схеме, снизился с МК=192° до 800 м (по докладу экипажа). В 02:42 КВС доложил о выполнении стандартного разворота и продолжил снижение с МК=10° на дальний привод. В 02:45 экипаж доложил: «высота 450, снижаюсь на дальний». На этом связь с экипажем прекратилась. Самолет обнаружен на следующий день на вершине сопки высотой 460 м в районе г. Комиссарская (714 м) в 9 км от ДПРС военного аэродрома ВВС ТОФ Корсаков с МК=10° (восточнее схемы захода на посадку а/д ГВФ Бол. Елань). Самолет сталкивался с деревьями на склоне сопки на протяжении 128 м. Затем он столкнулся с землей и остановился в перевернутом положении. Фюзеляж был полностью разрушен до 25 шпангоута. Все пассажиры и члены экипажа, кроме одного пассажира - подполковника Сов. армии 1914 г.р., погибли. Выживший пассажир доставлен в больницу в тяжелом состоянии. Катастрофа произошла в 02:50 мск в 13,5 км юго-восточнее г. Южно-Сахалинск.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 22 21
На земле   0
Всего погибших 26


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4679
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.12.1949
Заводской номер ВС 6803
Наработка ВС (часы) 4219
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8115796 8114231


Сведения о рейсе

Номер рейса 971
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хабаровск
Пункт назначения Южно-Сахалинск (Бол. Елань)
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Бол. Елань)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При столкновении с деревьями моторы работали. Шасси были выпущены. Радиовысотомер РВ-2 включен. Самолет с левого сиденья пилотировал второй пилот. КВС находился на правом сиденье в качестве инструктора. АРК-5 обнаружен настроенным на частоту 683 КГц, что близко к рабочей частоте ДПРС а/д Корсаков – 687 КГц. Контрольный замер с помощью волномера установил, что фактическая частота работы ДПРС а/д Корсаков – 684 КГц. При пробивании самолетом облачности одновременно работали ДПРС и БПРС а/д Корсаков и ДПРС а/д Бол. Елань (БПРС не включалась). При расстоянии между этими ДПРС в 13,5 км разница в их рабочих частотах (рабочая частота ДПРС а/д Бол. Елань – 670,2 КГц) является недостаточной, тем более, что в процессе работы радиостанций частоты в ряде случаев сближаются, а позывные накладываются друг на друга. При небольшой неточности в настройке АРК-5 создается вероятность ошибочного выхода самолета на другую радиостанцию. Постоянный контроль за соблюдением номинала частот приводных радиостанций аэродромов Бол. Елань и Корсаков отсутствует. На а/д Корсаков замер производился 1 раз в течение 2-3 месяцев. Имеются несколько жалоб экипажей не неустойчивую работу ДПРС а/д Южно-Сахалинск. Руководство полетами при пробивании облачности и заходе на посадку осуществляется пассивно, не осуществляется действенный контроль за движением самолетов в зоне АДС и при заходах на посадку по времени. Руководитель полетов включение РВ-2 от экипажа не потребовал. Экипажи не предупреждают об одновременной работе приводных средств аэродромов Южно-Сахалинск и Корсаков. Радиотехнических средств, обеспечивающих контроль с земли за местонахождением самолетов в зоне АДС в сложных метеоусловиях, на а/д Южно-Сахалинск нет. Дважды имелись ошибочные случаи выхода самолетов ГВФ на ДПРС а/д Корсаков, но командование ДВ ТУ ГВФ и Хабаровской авиагруппы не приняло необходимых мер по предотвращению подобных случаев.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Вследствие самоуспокоенности и халатности экипаж допустил ошибку в настройке радиокомпаса, не прослушал позывных, в результате чего пробивал облачность по схеме а/д Южно-Сахалинск с использованием ДПРС а/д Корсаков, следуя на него с МК=10° до столкновения с сопкой.
    Непосредственная причина катастрофы – столкновение с землей вне видимости её.
    Главная причина катастрофы – ошибочное снижение самолета по схеме а/д Южно-Сахалинск по ДПРС аэродрома ВВС ТОФ Корсаков и неиспользование радиовысотомера.
    Способствующие причины:
    1) Неправильные действия экипажа при настройке радиокомпаса на приводную радиостанцию а/д Бол. Елань.
    2) Малый разнос в частотах приводных радиостанций аэродромов Бол. Елань и Корсаков при близком расстоянии между ними и неудовлетворительный контроль за номиналом их частот со стороны обслуживающего персонала.
    3) Непринятие необходимых мер руководством ДВ ТУ ГВФ и командованием Хабаровской авиагруппы по предотвращению ошибочных действий экипажей при настройке на радиостанции на Южном Сахалине после имевшихся двух подобных случаев в мае 1954 г.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.