Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Западно-Сибирского ТУ ГВФ близ Бердска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 апреля 1959 г.
Время:  13:06
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новосибирская область, 9 км северо-восточнее ст. Бердск
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-84595
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 6 аовс
 


Описание
    Экипаж 6 авиаотряда воздушных съемок произвел взлет в 04:43 мск в а/п Новосибирск для выполнения задания по аэромагнитной съемке района местности, расположенного в 30 км южнее г. Новосибирск. Самолет был оборудован выпускной магнитной гондолой.
    Фактическая погода во время полета была: облачность 5/0 баллов верхняя, средняя, видимость 10 км, ветер юго-западный 7-9 м/с, t=19°C. Полетный вес при взлете составлял 11 237 кг (в момент ЛП – 10 232 кг). Заправка бензином – 2 250 кг.
    В ходе полета экипаж поддерживал связь с а/п Новосибирск и Толмачево. В 09:01 экипаж вызвал Новосибирск, но ответ аэропорта не слышал. В дальнейшем на вызовы экипаж не отвечал. По показаниям очевидцев, ЛП произошло между 09:05-09:07 мск (13:05-13:07 мест. вр.). Они наблюдали полет самолета на высоте около 300 м с выпущенной гондолой. Полет сопровождался наличием дыма. Затем свидетели видели постепенный подъем гондолы к самолету. Гондола скрылась внутри самолета, который, резко развернувшись вправо, пошел вниз и скрылся за лесом. Комиссия установила, что самолет столкнулся с землей вследствие потери скорости. Первое касание земли произошло правой плоскостью с переходом на нос. Самолет сгорел за исключением ОЧК и хвостовой части фюзеляжа с оперением. Левый мотор сильно поврежден пожаром. Катастрофа произошла в лесу между деревнями Морозово и Таволган (координаты 54°48’40” СШ 83°14’15” ВД) в 60-70 м от колхозного поля, на которое экипаж пытался произвести вынужденную посадку.
    КВС, второй пилот, штурман и магнитолог погибли на месте. Бортмеханик, бортрадист и фотооператор получили тяжелые ранения. Бортмеханик вскоре скончался. Второй магнитолог получил легкие ранения.
    По сообщению начальника медслужбы ЗСТУ ГВФ, прибывшей на место через 2 часа после ЛП, последними словами умирающего бортмеханика были: «отказал мотор, пытался все предпринять, прожигал». Бортрадист рассказал членам комиссии, что слышал команду КВС «убрать гондолу, отказал правый мотор». Затем гондола была убрана и последовал удар. Фотооператор показал, что вместе с погибшим магнитологом выполнил команду убрать гондолу и законтрил ее.
    Комиссия установила, что левый мотор работал при столкновении с землей, шасси находились в убранном положении, правый мотор не работал. Наличие сильной закопченности свечей и бензина в отдельных цилиндрах (сохранившегося в них трое суток до момента осмотра двигателя и несмотря на воздействие высоких температур при пожаре), а также наличия горючего в поплавковых камерах карбюратора, свидетельствует о том, что правый мотор не работал в результате чрезмерного переобогащения ТВС. После замены поврежденных и обгоревших деталей мотор был опробован в АРБ-401. Запуск и работа двигателя были нормальными. Переобогащения смеси не наблюдалось. Расследованием установлено, что после отказа правого двигателя самолет продолжал полет в течение 3-4 минут со снижением и дымлением правого двигателя с незафлюгированным воздушным винтом. Пытаясь дотянуть до выбранной площадки, КВС при полете над верхушками деревьев допустил потерю скорости. Самолет упал в лес с правым креном 30-35° и под углом 40-45°.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-84595
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.11.1947
Заводской номер ВС 18427508
Наработка ВС (часы) 9820
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 123304 ЛС 122093


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 6 аовс
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск (Северный)
Пункт назначения Новосибирск (Северный)
Начальный пункт маршрута Новосибирск (Северный)
Конечный пункт маршрута Новосибирск (Северный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы: потеря скорости в одномоторном полете, с которым КВС не справился.
    Главная причина катастрофы: отказ в работе правого двигателя.
    Сопутствующие причины:
    а) ошибка КВС, выразившаяся в том, что при отказе правого двигателя в полете с выпущенной гондолой на высоте 330 м он не зафлюгировал воздушный винт отказавшего двигателя, пытаясь восстановить его работу;
    б) отсутствие на самолете приспособления (ножниц) для перекусывания кабеля выпускной гондолы для обеспечения аварийного сброса этой гондолы в случае отказа одного мотора (имевшийся на борту топор не был использован экипажем).
    Истинная причина отказа правого мотора не установлена. Наиболее вероятной причиной могли быть:
    а) полная выработка горючего из заднего бензобака и несвоевременное переключение 4-х ходового бензокрана на другой бак, в котором имелось горючее. Отсутствие топлива в задних бензобаках подтверждается временем полета (4 часа 20 минут) и средним часовым расходом топлива на данном самолете, а также тем, что отказал в работе именно правый двигатель. 4-х ходовой бензокран обнаружен включенным на левый передний бак. Очевидно, экипажу причина отказа двигателя была ясна, т.к. винт не был зафлюгирован, зажигание не выключено, высотный автокорректор не убран, подогрев не включен. При попытке восстановить работу правого двигателя можно предположить, что он был переохлажден и могла быть допущена переливка двигателя, о чем свидетельствуют последние слова бортмеханика «прожигал» (что означает резко обеднить смесь кратковременным поднятием стоп-крана), а также положение кранов переключения магнето и РУД;
    б) переполнение поплавковых камер карбюратора правого двигателя вследствие заедания поплавкового механизма, что подтверждается наличием бензина в карбюраторе и цилиндрах этого двигателя. Возможность отказа двигателя из-за переобогащения смеси в том и в другом случае подтверждается показаниями очевидцев, что полет самолета в течение 3-4 минут непосредственно перед ЛП сопровождался полосой черного густого дыма из правого двигателя.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.