|
|
|
Катастрофа Ил-12 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ (134 АТО) близ н/п Акша, Читинская область |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 сентября 1957 г.
Время: 18:55
Страна: СССР
Место происшествия: Читинская область, 3 км юго-восточнее Акши
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1389
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Рейс: 11
|
|
|
|
|
Описание |
Приняв самолет в а/п Иркутск, экипаж 134 авиаотряда продолжил выполнение рейса №11 Москва-Хабаровск. Взлет в Иркутске произведен в 15:10 мск. На борту находились 21 взрослый пассажир и двое детей.
Прогноз и фактическая погода по маршруту полета: облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, средняя, дождь, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, горы закрыты облаками, ветер на высоте 3 000 м - 340° 60 км/ч. Р
асчетное время прибытия в а/п Чита – 17:00. В это время фактическая погода в а/п Чита была следующей: облачность 10/2, высоко-кучевая, кучево-дождевая высотой 1 000 м, видимость 10 км, тихо.
При выходе из зоны АДС Иркутск самолет начал уклоняться от ЛЗП вправо. В 15:31 по обзорному радиолокатору было зафиксировано уклонение вправо на 17 км. Диспетчером РДС Иркутск никаких мер к выводу самолета на ЛЗП принято не было. Из РДС Иркутск в РДС Чита самолет был передан с еще большим уклонением от маршрута на юг (40-50 км). РП а/п Иркутск за полетом не следил и об отклонении самолета от ЛЗП при выходе из зоны РДС не знал. Диспетчер АДС а/п Улан-Удэ не включил обзорный радиолокатор для наблюдения за полетом. Получив пеленг ЩТЕ=92°, на карте его не проложил, движение самолета по направлению не проконтролировал. После пролета Улан-Удэ в 16:08, по данным радиопеленгарторов а/п Иркутск и Улан-Удэ, отклонение от трассы составляло около 30 км вправо. Экипаж, имея эти данные, мер для вывода самолета на ЛЗП не принял. В 16:28 экипаж получил пеленг от радиопеленгатора а/п Чита, который, хотя и был неточен, но показывал отклонение самолета к югу от трассы. Экипаж, получая пеленги, не воспользовался ими для уточнения направления своего полета. Ни один пеленг на картах проложен не был. При подходе к зоне АДС Чита в 16:40 экипаж пеленги получить не смог. В виду значительного уклонению самолета на юг от трассы экипаж также не смог настроить радиокомпас на приводные радиостанции Беклемишево и Чита. Не установив связи по командной радиостанции, экипаж снизился до 2 400 м и перешел на визуальный полет в районе дороги Дарасун-Акша. Видимо, приняв ее за дорогу Романовка-Чита, что севернее Читы, экипаж изменил курс на южный, тем самым, еще больше удаляясь от Читы на юг. Диспетчер РДС а/п Чита и руководитель полетов за полетом не следили. Даже при наличии серии уверенных пеленгов радиопеленгатора а/п Чита, взятых в период с 17:25 по 17:33, проявив преступную халатность и бездеятельность, они не приняли никаких мер с целью оказания помощи для вывода самолета на аэродром, несмотря на полученное сообщение с борта, что экипаж не обнаруживает приводные радиостанции, не может получить ни одного пеленга и не знает своего местонахождения. Получив серию истинных прямых пеленгов, указывающих, что самолет находится южнее Читы, экипаж продолжал производить полет, изменяя курсы и не используя полученные пеленги для следования в а/п Чита. Пытаясь визуально восстановить ориентировку, экипаж дважды снижался над неизвестным им горном районом.
В 18:30, ввиду малого остатка топлива, не восстановив ориентировку, экипаж принял решение произвести посадку у видимого им населенного пункта, о чем доложил в РДС Чита.
В 18:55 мск (0:55 1 октября местного времени) при выполнении четвертого захода на посадку на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки самолет столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу. Один из пассажиров получил тяжелые ранения, остальные пассажиры и члены экипажа погибли. Катастрофа произошла в 3 км юго-восточнее н/п Акша (190 км южнее Читы) на сопке высотой 1 000 м. На высоте 900 м самолет задел деревья, потеряв левую ОЧК. Продолжая сталкиваться с деревьями и разрушаясь, самолет упал в перевернутом положении на противоположном склоне на высоте 850 м в 340 м от места первого столкновения с деревьями.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
23 |
22 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1389 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.10.1947 |
Заводской номер ВС |
30123 |
Наработка ВС (часы) |
9996 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
829107839 829107871 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
11 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Иркутск |
Пункт назначения |
Чита |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
Конечный пункт маршрута |
Хабаровск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основная причина катастрофы:
1) Потеря ориентировки и неправильные действия экипажа по ее восстановлению.
2) Неудовлетворительное руководство и плохой контроль за полетами в РДС Иркутск и Чита, выразившееся в плохом использовании радиолокационных средств контроля за движением самолетов, неиспользовании имевшихся пеленгов от пеленгаторов а/п Иркутск и Улан-Удэ для вывода самолета на ЛЗП, и неиспользование пеленгов пеленгатора а/д Чита для вывода самолета на а/д Чита.
Виновники (кроме экипажа):
По службе движения 136 ОАО: Диспетчер РДС а/п Чита – движение самолета не контролировал, полетом не руководил, имевшиеся пеленги для вывода самолета на а/д Чита не использовал, с диспетчером РДС Иркутск взаимодействия для определения местонахождения самолета не установил, за все время нахождения самолета в зоне РДС (2 ч 15 мин) при наличии непрерывной связи с самолетом ни одной команды на борт не дал. После ЛП он приказал совершить подлог – произвести запись о непередававшейся команде «возьмите курс 3°» в журнале. РП – работу диспетчера не контролировал, узнав за 1,5 часа до ЛП о потере экипажем ориентировки, не принял мер к оказанию помощи экипажу.
Зам. ком . 136 ОАО по движению - прибыв в РДС в 17:45 (за 1 час 10 мин до ЛП), обстоятельств не проанализировал и имеющимися пеленгами, указывающими на отклонение самолета к югу от аэропорта, не воспользовался, проявив полную беспомощность.
По службе движения а/п Иркутск:
Диспетчер РДС – движение самолета по трассе не контролировал, полетом не руководил, вследствие чего самолет вышел из РДС Иркутск с большим отклонением от трассы. Имевшиеся от радиопеленгатора а/п Иркутск пеленги сам не использовал и в РДС Чита не передавал, обзорный радиолокатор а/д Улан-Удэ не использовал.
РП – неудовлетворительно контролировал работу диспетчера РДС, имевшиеся пеленги при потере ориентировки не использовал.
Диспетчер АДС Улан-Удэ – вопреки инструкции, обзорный радиолокатор для контроля за полетом не включил. Руководство 134 ато и 136 ОАО – плохой контроль за работой экипажей и служб движения. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|