Экипаж 134 авиаотряда выполнял грузовой рейс В-8 с грузом слюды в ящиках весом 2 962 кг. После промежуточной посадки в Киренске взлет был произведен в 11:10 мск.
Прогноз погоды по пункту посадки с 12:15 предусматривал: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1800 м, 7-10 баллов верхняя и средняя, видимость 2-4 км, в начале срока – менее 1 000 м. К 12:27 экипаж, войдя в зону РДС Иркутск, получил следующую фактическую погоду: облачность 10 баллов верхняя, средняя, видимость 10 км.
После пролета Усть-Орды экипаж получил указание снижаться до 1 500 м и следовать на привод а/п Иркутск. В это время из-за смены ветра на северо-западный, видимость в районе аэропорта стала ухудшаться из-за натекания дыма с города при видимости на северо-западе 1 300 м, на юго-востоке – 4 км. Вследствие этого старт был сменен с 114° на 294°. В 13:43 экипаж доложил пролет привода на высоте 1 500 м и получил разрешение на снижение до 600 м по давлению 724,7 мм рт.ст. и заход на посадку по схеме с МК=294°. Заход на посадку контролировался диспетчером посадки по РСП-4. В это время произвел посадку самолет Ту-104, командир которого сообщил, что в районе БПРМ на высоте 120 м он попал в тонкую пелену дыма или тумана, от которой при включенных фарах создался экран, в результате чего экипаж на время терял старт. Кроме этого он сообщил, что в начале ВПП с МК=294° на очень низкой высоте есть туман или дым. Эту информацию должен был слышать экипаж Ил-12. Перед пролетом ДПРМ на запрос диспетчера экипаж ответил, что видит только неоновые огни, а старт закрыт какой-то пеленой. После пролета ДПРМ экипаж доложил о готовности к посадке и получил разрешение продолжать заход. Во время захода на посадку по схеме к району БПРМ и началу ВПП подошел туман. Техник-наблюдатель АМСГ видела его при наблюдении, но диспетчерам не передала и не зафиксировала в журнале, а произвела запись только «в 13:55 дым туман 700». Затем запись замазала и надписала вверху уже за «14:00 6/0 верхняя дым 1300». Диспетчер посадки тумана не заметил. Не наблюдая самолет визуально, он разрешил посадку. Дежурный по полетам также туман не заметил и самолет не видел, но диспетчера об этом не предупредил. В районе БПРМ самолет вошел в туман. КВС, полагая, что это тонкая пелена, и получив команду диспетчера «не бояться и продолжать снижение», безрассудно продолжал снижение, не выпуская щитков (что свидетельствует о том, что старта он не видел). Он непроизвольно дал правый крен и сместился с ВПП вправо. Самолет произвел касание на три точки на ГВПП под углом 30-35° к основной ВПП. После касания КВС увидел слева огни старта и стал доворачивать влево, чтобы произвести посадку на ИВПП. Пролетев 298 м, самолет задел левой плоскостью за землю, по которой прочертил ею на протяжении 37 м. Затем он попал в ров глубиной 1,5-2 м, перешел на нос и подломил левую и переднюю опоры шасси. В таком положении самолет прополз 19 м, правой опорой шасси попал во второй ров (находившийся на расстоянии 30 м от первого) и снес ее. Самолет резко развернуло влево. Кабина пилотов была разрушена, экипаж выбросило наружу. КВС и бортмеханик погибли на месте, второй пилот и бортрадист скончались от тяжелых травм в больнице 1 и 2 декабря. Место катастрофы расположено в 150 м правее ВПП и в 1 300 м от ее начала. Катастрофа произошла в 13:52 мск (18:52 местного времени).
|