|
|
|
Катастрофа Ту-154Б Тбилисского ОАО Департамента воздушного транспорта Грузии в а/п Тбилиси |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 июля 1992 г.
Страна: Грузия
Место происшествия: а/п Тбилиси
Тип ВС: Ту-154Б
Регистрация ВС: 4L-85222
Авиакомпания: Transair Georgia
|
|
|
|
|
Описание |
На борт самолета было загружено около 20 тонн чая. Загрузка проводилась бесконтрольно. Расследованием установлено, что общая перегрузка самолета относительно оформленной документально составила 6,4 тонны, причем экипаж был информирован об этом лишь частично: около 3 тонн груза было размещено без ведома экипажа. При этом фактическая взлётная масса более, чем на 2 тонны превышала физически возможную для безопасного взлёта. Центровка превышала ограничения по предельно допустимой передней.
Во второй половине разбега по ВПП 31R при достижении расчетного значения скорости экипаж создал угол тангажа 6...7°, что соответствовало углу атаки, потребному для отрыва самолета с нормальной взлётной массой. Экипаж поднял переднюю опору шасси, однако оторвать самолет от земли ему не удалось. Пробежав всю ВПП, самолет сошел на грунт и через 490 м движения по грунту столкнулся со зданием курсового радиомаяка. В результате столкновения самолет начал разрушаться и переворачиваться. Через 190 м самолет столкнулся со склоном оврага и полностью разрушился. Из-за взрыва авиационного топлива возник интенсивный пожар.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
16 |
16 |
На земле |
|
4 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-154Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
4L-85222 |
Государство регистрации ВС |
Грузия |
Дата выпуска ВС |
1977 |
Заводской номер ВС |
77А222 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Transair Georgia |
Государство регистрации авиакомпании |
Грузия |
Пункт вылета |
Тбилиси |
Пункт назначения |
Минеральные Воды |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Минеральные Воды |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Основными причинами АП являются: полет на перегруженном ВС и с неправильной центровкой, нарушение экипажем ограничений по допустимой коммерческой загрузке и центровке ВС, отсутствие контроля за выполнением и качеством работ, неправильная координация действий между СОП и коммерческим складом, нарушение персоналом коммерческого склада "Инструкции" в части обязательного полного взвешивания груза, отсутствие центровочных графиков на компоновки Ту-154 в а/п Тбилиси. Центровочные графики на грузовую компоновку самолетов Ту-154 в аэропорту Тбилиси вообще отсутствуют, хотя грузовые рейсы на этих самолетах выполняются систематически. Выкатыванию способствовало наличие попутного ветра при взлете, неиспользование экипажем для взлета всей длины ВПП и возможности для прекращения взлета.
При расследовании установлено, что взаимодействие между службами аэропорта Тбилиси при обеспечении грузовых рейсов нарушено. При отделении грузового склада от аэропорта и выделения его в самостоятельное предприятие руководство отдела перевозок аэропорта отказалось от выполнения функций, связанных с обеспечением грузовых рейсов, хотя официально эти функции со службы организации перевозок сняты не были. Тем не менее, диспетчеры по загрузке и центровке аэропорта перестали выполнять расчеты по грузовым рейсам. Выделившийся в самостоятельное предприятие (фирму "Ласаре") грузовой склад не взял на себя функции по обеспечению грузовых рейсов, которые ранее выполнялись службой организации перевозок аэропорта. В штатах службы склада специалисты по расчету загрузки и центровки вообще отсутствуют. В результате загрузка и центровка самолетов, выполняющих грузовые перевозки, фактически оказалась бесконтрольной.
Недостатки и нарушения в работе служб обеспечения полетов, приводящие к нарушению норм загрузки и центровки самолетов, имеют место в Грузинском управлении гражданской авиации в течение длительного времени. В 1990 году в аэропорту Кутаиси произошло авиационное происшествие с самолетом Ту-154, причиной которого явилось нарушение центровки. При расследовании этого события были вскрыты многочисленные недостатки в работе службы организации перевозок, в том числе и в аэропорту Тбилиси, в частности, многочисленные случаи превышения фактической массы коммерческой загрузки по сравнению с указанной в документах.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Катастрофа самолета явилась следствием нарушения норм загрузки, что привело к попытке взлета с взлетной массой, превышающей допустимую для данных условий и значениях центровки, выходящих за ограничения по предельно передней.
Нарушение ограничений по взлетной массе и центровке явилось результатом сочетания следующих факторов:
- нарушения персоналом коммерческого склада требований "Инструкции по организации выполнения заказных рейсов" в части обязательного полного взвешивания груза, в результате чего на борт самолета был доставлен дополнительный неучтенный груз;
- неудовлетворительного взаимодействия между службой организации перевозок аэропорта и коммерческим складом, в результате чего загрузка самолета осуществлялась практически бесконтрольно, без расчета фактической центровки;
- нарушения экипажем ограничений по допустимой коммерческой загрузке и центровке воздушного судна.
Указанный нарушениям способствовало отсутствие центровочных графиков на грузовой вариант компоновки самолета Ту-154 в аэропорту Тбилиси.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|