|
|
|
Катастрофа Ли-2Т Азербайджанского ТУ ГВФ на а/д Нуха |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 января 1964 г.
Время: 13:23
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Нуха (Шеки)
Тип ВС: Ли-2Т
Регистрация ВС: СССР-54818
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
Рейс: А-4
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 107 авиаотряда выполнял полет по маршруту Баку-Нуха-Закаталы-Белоканы и обратно. Возвращаясь в Баку, экипаж произвел посадку на а/д Нуха. После кратковременной стоянки и посадки пассажиров экипаж вырулил на старт. После разрешения на взлет экипаж в 13:23 начал его с МК=160° в ПМУ. Взлет проходил с попутно-боковым ветром скоростью 3-5 м/с. Пробежав 124 м и подняв хвостовое колесо, самолет левым колесом шасси попал в уплотненный заструг снега толщиной до 25 см и развернулся влево на 20°. Вместо немедленного парирования разворота или прекращения взлета, КВС, не устранив разворота, продолжал взлетать. При этом самолет в процессе разбега продолжал разворачиваться влево. Через 350 м от начала разбега КВС, с целью ускорить отрыв самолета от земли, опустил хвостовое колесо на землю, чем создал аварийную обстановку на взлете, переведя самолет на большие углы атаки. На малой скорости и на больших углах атаки самолет начал периодически отрывать от земли основные колеса шасси. На расстоянии 433 м от начала разбега самолет оторвался основными колесами шасси от земли. Дальнейший разбег на протяжении 117 м продолжался на хвостовом колесе с периодическим касанием земли левым колесом шасси. Пробежав 550 м от начала разбега и отклонившись от линии направления взлета на 35° влево, самолет, выйдя за пределы летного поля аэродрома, полностью оторвался от земли и на больших углах атаки продолжил полет на высоте 2-3 м. Пролетев в воздухе 220 м, самолет ударился о землю левым колесом шасси и, развернувшись при этом влево, через 18 м со сносом ударился правым колесом шасси. При этом ударе ферма правой ноги шасси разрушилась и отлетела вместе с колесом вперед по направлению движения самолета на 30 м. Далее самолет с работающими двигателями продолжал движение по земле, опираясь на левое и хвостовое колеса шасси, с курсом 70°. Продолжая движение, самолет на расстоянии 900 м от начала разбега попал в овраг глубиной 7 м и шириной 25 м, в котором протекает небольшая речка Гурджаначай, где ударился правой стороной носовой части фюзеляжа о противоположный склон оврага. Кабина пилотов разрушилась по 14 шпангоут. Самолет, развернувшись на 95° вправо, остановился над водой на высоте около 2-3 м, опираясь обоими плоскостями крыла и хвостовой частью фюзеляжа на склоны оврага. Второй пилот погиб, бортрадист и КВС получили ранения. Из 19 пассажиров двое получили легкие ранения, а остальные не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
19 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-54818 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.03.1950 |
Заводской номер ВС |
18435202 |
Наработка ВС (часы) |
12589 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
ЛС-110211 121654 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
А-4 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Нуха (Шеки) |
Пункт назначения |
Баку (Бина) |
Начальный пункт маршрута |
Белоканы |
Конечный пункт маршрута |
Баку (Бина) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственная причина катастрофы – потеря скорости самолетом при взлете и падение на землю.
Главная причина катастрофы – неправильные действия КВС при взлете, выразившиеся в безграмотном производстве взлета и грубом нарушении НПП ГА-58.
Способствующие причины – отсутствие флажков, обозначающих направление ВПП на а/д Нуха, снятые при выпадении снега. Наличие на поверхности летного поля уплотненных застругов снега и попутно-бокового ветра усложняло взлет. После выпадения снега командир корабля был провезен на заснеженные аэродромы МВЛ, в том числе и Нуху. Выполнив 7 рейсов на этот аэродром, он степени сложности взлета с него не определил. Бывшая до этого оттепель, а затем мороз, уплотнили снежный покров, а сильный ветер при выпадении снега создал на летном поле неровности в виде застругов снега, которые в определенной степени затрудняли взлет. Командир корабля, выполнив вторую посадку в этот день в Нухе, лично не определил возможности взлета, вообще не вышел из самолета, а всю подготовку к вылету доверил второму пилоту. Личная недисциплинированность КВС привела к созданию аварийной обстановки при взлете, а растерянность, проявленная в сложившейся обстановке и безрассудное принятие решения продолжать взлет самолета после его разворота на разбеге в конечном итоге привело к катастрофе. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|