|
|
|
Катастрофа Ли-2 Магаданской ОАГ ГВФ близ Сеймчана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 января 1963 г.
Время: 14:09
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, г. Туоннях, 53 км западнее-северо-западнее а/п Сеймчан
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-16194
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданская ОАГ ГВФ, 63 ОАЭ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 63 оаэ выполнял грузовой полет по маршруту Певек - Ниж. Кресты – Зырянка – Сеймчан – Магадан. Груз состоял из воздушного винта (200 кг) и оленьих шкур (800 кг).
Взлет в а/п Певек произведен в 01:15 мск. Эшелон полета – 2 700 м. При пролете Ниж. Крестов экипаж получил погоду до Зырянки и разрешение на пролет до нее на прежнем эшелоне. Полет до Зырянки проходил при благоприятных метеоусловиях. Фактическая погода соответствовала прогнозу. При подходе к Зырянке экипаж получил указание от службы движения аэропорта произвести посадку в Зырянке по причине резкого ухудшения погоды в а/п Сеймчан, ниже минимума №2, присвоенного КВС. По разрешению службы движения а/п Зырянка экипаж установил связь с а/п Сеймчан и получил согласие на пролет до а/п Магадан при наличии запаса топлива до запасного аэродрома Охотск. А/п Зырянка дал разрешение на пролет до Сеймчана.
Прогноз погоды на маршруте Зырянка-Сеймчан с 05:00 до 07:00 предусматривал: облачность 10 баллов, слоисто-дождевую высотой 600-1000 м с повышением до 1000-1500 м, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, горы закрыты. Ветер на высоте 2 700 м - 90°, 35 км/ч. Прогноз погоды по а/п Сеймчан с 06:00 до 09:00 – облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 1000-1500 м, средняя, снег, видимость 2-4 км, в начале срока высота облачности 1000-2000 м, ветер 40°, 10-12 м/с.
В 05:03 самолет прошел а/п Зырянка на эшелоне 2 700 м. В 05:21 и в 05:40 экипаж получал пеленги от КВ-радиопеленгатора а/п Сеймчан, подтверждающие нахождение самолета на линии заданного пути (ЛЗП). В 05:49 экипаж получил пеленг, указывающий на отклонение от ЛЗП на 13° вправо. В 05:52 экипаж получил сообщение от а/п Магадан, что он закрыт по метеоусловиям. Продолжая полет с отклонением от ЛЗП вправо, экипаж получил пеленг ШДМ=130°, свидетельствующем об уклонении от ЛЗП с курсом 177° на 47° - еще большем, в район гор высотой 2000-2400 м. Эшелон полета 2 700 м в данном районе не обеспечивал безопасный полет. Относительная высота полета на этом эшелоне с учетом перепада температур составляла 2 460 м.
Фактическая погода на маршруте полета с 06:00 до 06:15 была: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, высотой 600-1000 м, снег, метель, видимость 1-2 км, горы закрыты. Ветер на высоте полета был 70° со скоростью 60-70 км/ч.
Следуя на недопустимо малой истинной высоте над вершинами гор в облаках при наличии обледенения, самолет попал в нисходящие воздушные потоки, потерял высоту и с МК=83° столкнулся с западным склоном г. Туоннях на высоте 1 820 м в 06:09 (14:09 местного времени). Самолет обнаружен 31.01.1963.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-16194 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
май 1949 г. |
Заводской номер ВС |
5804 |
Наработка ВС (часы) |
13792 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
811515 ЛС122197 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданская ОАГ ГВФ, 63 ОАЭ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Певек |
Пункт назначения |
Магадан |
Начальный пункт маршрута |
Певек |
Конечный пункт маршрута |
Магадан |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что расчет полета экипажем проводился небрежно – допускались большие ошибки в определении расчетного времени прибытия в а/п Зырянка и Сеймчан, а также в расчетах путевой скорости. Пройдя Зырянку 05:03, в 05:16 экипаж получил удаление 62 км, что соответствовало путевой скорости 285 км/ч. Однако расчетное время пролета а/п Сеймчан экипаж продолжал определять по путевой скорости предыдущего этапа – 240 км/ч, чем дезориентировал и себя и службу движения а/п Сеймчан. При выходе из АДС и РДС а/п Зырянка экипаж контрольных пеленгов не взял и не контролировал свое местонахождение по радиолокационным средствам а/п Зырянка, а также не пользовался боковыми пеленгаторами для уточнения путевой скорости. Пеленги, получаемые бортрадистом, в журнале не фиксировались. Полученному в 05:49 пеленгу 164° (с уклонением от ЛЗП 13°) экипаж не поверил, мер для уточнения своего местонахождения методом повторной пеленгации по КВ-радиопеленгаторам а/п Зырянка и Сеймчан не принял, радиокомпас не использовал и продолжал полет прежним курсом в облаках при наличии обледенения, отклоняясь вправо от установленного маршрута. Получив в 05:52 информацию о закрытии а/п Магадан, вместо принятия решения на возврат в а/п Зырянка, экипаж продолжил полет, занимаясь сбором метеоинформации по маршруту. Лишь в 06:00, получив ШДМ=130°, указывающий на отклонение в сторону гор, находясь в зоне сильной турбулентности, экипаж принял решение на возврат в Зырянку. В процессе левого разворота в сложных условиях на высоте ниже безопасной самолет попал в нисходящий воздушный поток, потерял высоту и столкнулся с горой. В течение всего полета в РРА а/п Сеймчан экипаж связи с КДП и РДС не держал. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главная причина катастрофы - нарушение КВС требований НПП ГА-58, выразившееся в отклонении от установленной трассы полетов без соблюдения безопасной высоты в горной местности.
Способствующие причины:
1) Командование 194 ао допустило к самостоятельной работе в качестве диспетчера-стажера РРА неподготовленного человека – снятого за нарушение летной дисциплины КВС Ан-2 (за самовольный вылет на неисправном самолете и отказ выполнить команду вернуться на а/д вылета). Он за полетом Ли-2 в РРА с помощью КВ-радиопеленгатора не следил и отклонение не обнаружил. При этом прямая надежная связь диспетчера РРА с КВ-радиопеленгатором отсутствует. В результате диспетчер РРА не мог активно руководить полетами через единственное средство контроля – КВ-радиопеленгатор;
2) Диспетчер-стажер РРА нарушил НПП ГА-58 и инструкцию по руководству движением самолетов, что выразилось в плохом анализе метеообстановки, не передаче на борт об усилении скорости ветра, не поддержании регулярной связи с самолетом, что способствовало его уклонению от трассы;
3) Неоправдавшийся прогноз погоды по скорости ветра в конце маршрута, выданный АМСГ а/п Зырянка на борт самолета и отсутствие должной взаимной информации между АМСГ а/п Зырянка и Сеймчан. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|