|
|
|
Катастрофа Ли-2 Украинского ТУ ГВФ близ Изобильного, Ставропольский край |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 ноября 1963 г.
Время: 18:20
Страна: СССР
Место происшествия: Ставропольский край, 10 км севернее села Изобильное (ныне город Изобильный)
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-16139
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское территориальное управление ГВФ, 101 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 101 авиаотряда 14 ноября прибыл в а/п Ереван, где на борт были загружены два редуктора двигателей АИ-20. Затем самолет прибыл в а/п Баку, где экипаж остался на ночевку. 15 ноября на борт были загружены еще три аналогичных редуктора. Общий вес груза составил 1 366 кг. На борту в качестве сопровождающих находились двое представителей Запорожского моторостроительного завода.
Взлет произведен в 14:08. После набора высоты экипаж занял эшелон 2 100 м. После установки связи с диспетчером расширенного района аэропорта (РРА) а/п Минеральные Воды экипаж получил разрешение на пролет до Ростова-на-Дону. При этом экипаж, имевший прогноз погоды только до Минеральных Вод, прогноз до Ростова-на-Дону не запрашивал, а диспетчер наличие на борту прогноза не уточнил. В 18:00 экипаж запросил разрешения у службы движения а/п Ростов на вход в его зону на эшелоне 1 500 м без указания причины замены эшелона. Диспетчер дал указание оставаться на эшелоне 2 100 м. Возражений от экипажа не последовало. Последняя связь экипажа была в 18:05 с экипажем самолета Ил-14 №1505. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал.
Позже обломки самолета были обнаружены в поле в 10 км севернее села Изобильное. Установлено, что полет самолета до столкновения с землей проходил с курсом 250-270° (по расположению частей самолета). Это направление отличается от курса трассы на 50-60°. На расстоянии 850 м от места падения фюзеляжа обнаружена левая половина стабилизатора. Далее по пути движения самолета находились верхняя обшивка правой плоскости крыла и части элеронов (на расстоянии 250 и 180 м соответственно), а также правая ОЧК и правая часть стабилизатора. Самолет столкнулся с землей почти вертикально с работающими двигателями, взорвался и сгорел. Признаков смещения груза не обнаружено (отсутствуют повреждения на внутренних элементах конструкции грузовой кабины, расположение груза на месте катастрофы соответствует размещению в самолете при погрузке). Следов поражения грозовым разрядом и пожара в воздухе также не обнаружено. Катастрофа произошла около 18:20.
Прогноз погоды с 15:00 до 21-00, который не был передан экипажу, предусматривал: облачность 6-9 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая, высотой 300-600 м с понижением на участке Белая Глина-Ростов до 100-200 м, верхняя граница 3-4 км, дождь, видимость 4-10 км, местами 2-4 км, дымка. В облаках выше 2 000 м обледенение, болтанка.
Этот прогноз погоды в дальнейшем не оправдался. Он не предусматривал пересечение холодного фронта на трассе полета и сопровождающую его грозовую деятельность и сильную болтанку при полете в кучево-дождевой облачности. Прогнозировался ветер западного направления со скоростью 50 км/ч, который в действительности достигал скорости 85 км/ч на эшелоне полета. На участке трассы Ставрополь-Белая Глина прохождение фронта сопровождалось грозовой деятельностью с сильным ливневым дождем и шквалами. Фронт продвигался в сторону Ставрополя со скоростью 60-70 км/ч и пересекался с самолетом Ли-2 в 18:15 в районе села Изобильное, где и произошла катастрофа. По показаниям очевидцев, в это время в районе происшествия наблюдались ливневый дождь, сильный порывистый ветер скоростью до 20 м/с и отблески молний на северо-западе.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-16139 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.06.1948 |
Заводской номер ВС |
4104 |
Наработка ВС (часы) |
16084 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КЛ-0414027 ЛС-14575 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское территориальное управление ГВФ, 101 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Баку |
Пункт назначения |
Днепропетровск |
Начальный пункт маршрута |
Баку |
Конечный пункт маршрута |
Днепропетровск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основная причина катастрофы – плохое метеорологическое обеспечение полета на трассе Минеральные Воды – Ростов, вследствие чего самолет неожиданно для экипажа попал в опасные метеоявления при пересечении холодного фронта, не предусмотренные прогнозом погоды.
Непосредственная причина катастрофы – разрушение самолета в воздухе. При пересечении холодного фронта с грозовыми явлениями самолет подвергся воздействию сильных нисходящих и восходящих воздушных потоков, которыми он мог быть снижен на меньшие высоты. При этом самолет мог получить деформацию. Оказавшись на малых высотах при выходе из облачности в ночных условиях, видя перед собой огни населенного пункта, экипаж допустил чрезмерные перегрузки на самолет при выводе из крутого снижения на больших скоростях, что привело к его разрушению.
Непосредственный виновник – дежурный синоптик АМСГ а/п Минеральные Воды, которая ввела в действие прогноз погоды, составленный синоптиком-стажером без проверки правильности его содержания, детально не проанализировав имеющиеся на АМСГ материалы, которые помогли бы составить более правильный прогноз, предусматривающий наличие холодного фронта с кучево-дождевой облачностью. При составлении прогноза погоды с 18:00 до 24:00 она предусмотрела холодный фронт но диспетчеру РРА а/п Минеральных Вод его не довела. Вследствие плохой организации метеообеспечения явления грозовой деятельности в районе н/п Тихорецкая, Красногвардейское, Ново-Александровское не были своевременно доведены до служб АМСГ и движения аэропортов Минеральных Вод и Ростова, а также до экипажей. Трасса была закрыта только после ЛП.
Сопутствующие причины:
1) Полет производился бесконтрольно со стороны службы перевозок и диспетчеров АДП аэропортов Ереван и Баку. Вследствие этого самолет выпущен из указанных аэропортов без расчета полетного веса (превышал на 616 кг указанный), центровки, заправки и контроля крепления грузов. Также отсутствовало указание маршрута полета и пункта посадки;
2) КВС производил полет без прогноза погоды, а диспетчер разрешил ему продолжать полет, не убедившись в наличии на борту прогноза. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|