|
|
|
Катастрофа Ил-12 Украинского управления ГВФ в районе а/п Минск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 21 июля 1960 г.
Время: 00:32
Страна: СССР
Место происшествия: Белорусская ССР, Минск
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-01405
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское территориальное управление ГВФ, 88 АТО
Рейс: 414
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 88 авиаотряда произвел взлет в Ленинграде 20 июля в 15:35, а в 19:20 – посадку в Вильнюсе. Из-за грозы в районе Минска вылет был задержан до 22:45. Самолет произвел посадку в Минске в 23:28. Взлет произведен в 00:32 с ГВПП с МК=300° при следующей фактической погоде: облачность 3 балла верхняя, видимость 10 км, ветер 290° 1 м/с, t=20°С, давление 743,4 мм рт.ст. ВПП после прошедшей грозы была размокшая, на отдельных участках образовались лужи. Взлет производился на больших углах атаки с незначительным отклонением в конце разбега влево. Самолет отделился от земли, пробежав 630 м. Затем на протяжении 120 м было четыре слабых касания о землю поочередно правыми и левыми колесами основного шасси. На расстоянии 750 м от начала разбега самолет окончательно отделился, судя по следам, на малой скорости с небольшим левым креном. После отрыва, по показаниям очевидцев, самолет с левым креном на малой скорости отклонился от направления ВПП влево, на расстояние 150 м от оси ВПП. Набрав при этом высоту до 7 м, он зацепился за электропровода освещения, затем за прожектор, который стоял на крыше здания автобазы, и сбил его. Затем самолет ударился центропланом о столб, находившийся во дворе автобазы, и оборвал провода высокого напряжения. Он продолжал движение через двор автобазы, удаляясь влево от оси ВПП и разрушаясь от столкновений с несколькими грузовыми автомобилями, станками и деревянным забором. Часть правой плоскости крыла была оторвана и осталась во дворе автобазы прислоненной сзади к кузову а/м ГАЗ-51 в почти вертикальном положении. Затем самолет упал в котлован глубиной около 3 м, расположенный с внешней стороны забора автобазы. Оба двигателя оторвались. Левый двигатель упал на два дорожных катка во дворе автобазы. Правый двигатель – в котлован, расположенный рядом с котлованом, в котором находился фюзеляж самолета с левой плоскостью. Передняя часть фюзеляжа до 16 шпангоута, включая кабину экипажа, была полностью разрушена, смята, и находилась под центропланом. Хвостовая часть отломилась на участке между 34 и 36 шпангоутами и развернулась вправо на 90° относительно продольной оси самолета. Два очага пожара были потушены. Все члены экипажа и 3 пассажира погибли. При оказании помощи наступил на оборванный самолетом провод высокого напряжения и был убит током шофер минского аэропорта. Два других автомобиля ГАЗ-51 были повреждены (у одного разбита передняя часть моторного отсека, у другого вырван борт).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
24 |
3 |
На земле |
|
1 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-01405 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1949 |
Заводской номер ВС |
83012902 |
Наработка ВС (часы) |
13706 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
829107325 82911185 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
414 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское территориальное управление ГВФ, 88 АТО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Минск (Минск-1) |
Пункт назначения |
Львов |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Смольное) |
Конечный пункт маршрута |
Львов |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено: из-за грозы аэропорт был закрыт с 19:30 до 22:00. Перед открытием и.о. руководителя полетов лично осмотрел ГВПП и доложил зам. ком. 104 ОАО по движению, что аэропорт годен к приему и выпуску самолетов, с чем последний согласился и санкционировал его открытие. В процессе приема и выпуска и.о. РП не предупредил смену диспетчеров и экипажи о состоянии размокшей ГВПП. При сдаче дежурства другому РП он передал ему, что ГВПП находится в удовлетворительном состоянии и можно продолжать полеты. Заступивший на смену РП также при инструктаже не обратил внимание диспетчеров на состояние аэродрома и не предупреждал экипажи. Осмотр полосы он провел попутно, специального осмотра для определения годности полосы к полетам в ночных условиях не проводилось.
В результате путаницы в отделах перевозок аэропортов Вильнюс и Минск на борту самолета находились два лишних пассажира (всего на самолете имелось 21 кресло, при наличии на борту 23 взрослых и одного ребенка). Вместо снятия лишних пассажиров с борта, КВС разрешил их оставить. Их разместили в переднем багажнике. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основная причина катастрофы – ошибка КВС при производстве взлета, выразившаяся в преждевременном отрыве самолета от земли без достаточной скорости на больших углах атаки, что привело к появлению крена, левому развороту и столкновению самолета с препятствиями.
Способствующие причины:
1) Размокшее состояние поверхности ГВПП, что привело к загрязнению самолета, особенно нижней части крыла, что ухудшило аэродинамику самолета.
2) Руководство взлетом осуществлялось неквалифицированно. И.о. РП и РП совершенно не придавали значения и не оценивали сложность взлетов в ночных условиях с размокшего грунта ВПП и не предупреждали об этом экипажи самолетов. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|