|
|
|
Катастрофа Ан-12АП а/к Авис-Амур в Магаданской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 09 августа 2011 г.
Время: 15:32
Страна: Россия
Место происшествия: Магаданская область, 82 км юго-западнее а/п Омсукчан
Тип ВС: Ан-12АП
Регистрация ВС: RA-11125
Авиакомпания: Авис-Амур
Рейс: ЛН-9209
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял перевозку сборного коммерческого груза. На борту находились двое сопровождающих груз. Посадка в а/п Магадан (Сокол) произведена в 04:43 мск. После дозаправки, технического обслуживания и частичной разгрузки и погрузки груза экипаж произвел взлет в 06:37 (14:37 мест. вр.). Вес груза составлял 17 430 кг. Взлетный вес и центровка не выходили за пределы установленных ограничений. Прогноз и фактическая погода по маршруту не препятствовали выполнению полета. В 07:17 экипаж занял эшелон 7 500 м, следуя с курсом 227° на ОПРС Омсукчан. В 07:19:30, наиболее вероятно, по причине зарегистрированных МСРП-12-96 срабатываний сигнализатора обледенения, экипаж запросил набор эшелона 8 100 м и получил разрешение, но через 59 секунд отказался от набора высоты и доложил о сохранении эшелона 7 500 м. В 07:22:47 экипаж запросил снижение до 6 600 м и возврат в Магадан, а в 07:23:25 доложил о течи топлива в двигателе и его выключении, затем произведя левый разворот на обратный курс. В 07:27:12 экипаж доложил о пожаре двигателя и экстренном снижении. В 07:30:03 на запрос диспетчера экипаж доложил высоту 3 000 м. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы диспетчера не отвечал. Примерно через сутки после сообщения об аварийной ситуации обломки самолёта были обнаружены в 82 км юго-западнее КТА Омсукчан с азимутом 232° (координаты 61°59.559' СШ, 154°32.197' ВД). Катастрофа произошла на склоне горы с уклоном около 8° с превышением над уровнем моря 1 006 м в горной местности с превышениями до 1 800 м. Склоны гор частично покрыты кедровым стлаником высотой до трех метров. Грунт скальный. Фактическая погода ближайшего к месту АП аэродрома Омсукчан за 07:30 - ветер 40°, 4 м/с, видимость 8 км, слабый ливневой дождь, облачность: 1-2 балла высотой 300 м, 5-7 баллов высотой 1 120 м, сплошная высотой 3 000 м, сопки частично закрыты. Самолет столкнулся с землей с истинным курсом около 180°, углом тангажа на пикирование более 45° в перевернутом положении с креном около 270° влево в левом вращении с большой вертикальной скоростью снижения. Разброс обломков составил 220 м. Двигатель №1 и его фрагменты находились на удалении 310-350 м от места столкновения самолета с землей, что свидетельствует о его отделении в воздухе.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
9 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12АП |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-11125 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
28.02.1963 |
Заводской номер ВС |
3341006 |
Наработка ВС (часы) |
18709 |
Наработка ВС (циклы) |
9172 |
Силовая установка |
Н2136065 Н2926162 Н28026034 Н27746036 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
ЛН-9209 |
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Авис-Амур |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Магадан |
Пункт назначения |
Кепервеем |
Начальный пункт маршрута |
Комсомольск-на-Амуре |
Конечный пункт маршрута |
Кепервеем |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что после получения разрешения на набор высоты до 8 100 м экипаж, вероятно, обнаружил по приборам или визуально отклонения в работе топливной системы самолета и принял решение остаться на эшелоне 7 500 м, о чем в 07:20:29 доложил диспетчеру. Затем, наиболее вероятно, экипаж визуально обнаружил течь топлива в районе СУ №1, о чем свидетельствует уменьшение оборотов двигателя №1 в 07:21:45 и флюгирование его воздушного винта кнопкой КФЛ-37 в 07:22:37. Течь топлива, вероятно, происходила в подкапотное пространство двигателя. Далее топливо под воздействием потока воздуха стекало по поверхностям хвостовой части мотогондолы на нижнюю поверхность крыла. Сразу после флюгирования винта на СУ №1 возник пожар со срабатыванием системы сигнализации о пожаре в 07:23:08. Очаг пожара находился за противопожарной перегородкой в хвостовом отсеке мотогондолы. Причиной воспламенения стал заброс вытекающего топлива на горячую часть двигателя из-за перераспределения воздушного потока при выключении двигателя. В 07:23:45 экипаж на удалении 35 км от а/д Омсукчан приступил к левому развороту со снижением для возврата в а/п Магадан. После применения всех трех очередей системы пожаротушения пожар не был ликвидирован. К моменту доклада экипажа о пожаре, он, вероятно, распространился с хвостовой части мотогондолы на крыло. Экипаж приступил к экстренному снижению со средней вертикальной скоростью 21 м/с для выхода под облака и посадки на площадку с подбором. К 07:30:30 самолет прекратил снижение и в течение 45 сек. находился в горизонтальном полете над горной местностью на высоте около 3 000 м (минимальной безопасной высоте для данного участка маршрута) со скоростью полета 420 км/ч при отсутствии видимости земли. Затем вследствие потери несущих свойств левой плоскости крыла из-за выгорания его конструкции и нарушения механической проводки управления левым элероном на истинной высоте над пролетаемой местностью 860 м самолет перешел в нарастающий левый крен, который полным отклонением штурвала вправо не парировался. В 07:31:15 самолет с увеличивающим левым креном начал терять высоту. В 07:31:34 левый крен составил 66° (и вышел за диапазон измерений системы МСРП-12-96), приборная скорость увеличилась до 500 км/ч, а вертикальная скорость снижения до 100 м/с. С 07:31:34 самолет совершил несколько переворотов вокруг продольной оси с угловой скоростью более 60°/сек. Перед столкновением со склоном горы из-за больших нерасчетных перегрузок при вращении самолета и нарушения прочности конструкции крепления двигателя к крылу из-за воздействия высоких температур, на высоте около 200 – 400 м произошло отделение СУ №1 от самолета. Столкновение с землей произошло примерно в 07:32 мск (15:32 мест. вр.). При ударе самолет полностью разрушился и взорвался. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы самолета в полете с выключенным первым двигателем и зафлюгированным винтом явилась потеря поперечной управляемости из-за потери несущих свойств левой плоскости крыла и возможного нарушения целостности тяг проводки управления левым элероном, что привело к интенсивному вращению самолета по крену влево и столкновению со склоном горы.
Причиной потери несущих свойств левой плоскости крыла и возможного нарушения целостности тяг проводки управления левым элероном явился пожар, возникший в полете в хвостовом отсеке мотогондолы первой силовой установки и распространившийся на крыло самолета.
Причиной пожара, наиболее вероятно, явилась течь топлива из дюритовых соединений топливной магистрали от насоса низкого давления до командно-топливного агрегата КТА-5 силовой установки № 1 и его воспламенение при попадании на горячую часть двигателя. Из-за полного разрушения самолета, однозначно установить место течи и причину, приведшую к течи топлива, не представилось возможным. Невозможности ликвидации пожара на ранней стадии системой пожаротушения могла способствовать задержка в выключении первого двигателя (не менее 2 минут после обнаружения течи топлива) из-за отсутствия в РЛЭ самолета Ан-12 указаний экипажу по действиям при течи топлива из под капота двигателя в полете.
Горный характер подстилающей местности, отсутствие визуальной видимости земли из-за сплошной облачности на безопасной высоте полета и дефицит времени из-за продолжающего пожара не позволили экипажу подобрать площадку и выполнить экстренную посадку. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Самолет Ан-12А RA-11125 на 2011 г являлся самым старым воздушным судном, находящимся в коммерческой эксплуатации в РФ (48 лет и 7 месяцев) |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|