|
|
|
Катастрофа Ан-12Б Красноярского УГА на ледовом аэродроме полярной станции СП-22 |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 мая 1974 г.
Время: 12:20
Страна: СССР
Место происшествия: Северный Ледовитый океан, ледовый аэродром базы №1 полярной станции СП-22
Тип ВС: Ан-12Б
Регистрация ВС: СССР-12950
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
После завершения 25 апреля 1974 г работы высокоширотной экспедиции Север-74 (на дрейфующей полярной станции СП-22) началась поэтапная эвакуация личного состава и снаряжения экспедиции. 1 мая самолет Ан-12, вылетевший под управлением экипажа 214 летного отряда из Диксона, произвел посадку в 08:30 мск. На ледовый аэродром базы №1 прибыли также два Ил-14. На аэродроме находились два Ан-2, обслуживавшие экспедицию. После посадки Ан-12 начались демонтаж и погрузка средств обеспечения полетов (приводной радиостанции, УКВ-пеленгатора), а также сборных домиков, трактора и различного снаряжения. Около 12:00 образовалась трещина, которая прошла через лагерь и ледовую ВПП. Об этом сообщили экипажам. Были приняты экстренные меры для завершения загрузки. Загруженный Ил-14 произвел взлет. КВС Ан-12 и командование базы осмотрели ВПП. Осмотр показал, что осталось 900 м ее длины, пригодных для взлета. КВС дал команду разгрузить часть имущества, в том числе трактор и домики. Осталось около 3 тонн груза. Также на борт были взяты 9 членов экспедиции. Взлетный вес составлял 52 тонны. Весь груз выгрузить не было возможности, т.к. часть его была пришвартована и разгрузка заняла бы много времени. По докладу экипажа взлетевшего Ил-14 ледовая обстановка продолжала быстро ухудшаться. Ширина трещина достигла 2 м. В 12:20 экипаж приступил к взлету с направлением разбега в сторону трещины. Во время разбега началась интенсивная подвижка льда и его торошение. Самолет оторвался за 30-40 м до трещины и на скорости 235-240 км/ч ударился левой тележкой шасси о внезапно возникший торос. Тележка шасси оторвалась. Самолет потерял скорость и упал на отколовшуюся часть ВПП, продолжая движение по торосам за ВПП с разворотом вправо. В процессе движения отделились СУ №1 и 4, обе ОЧК и правая и передняя опоры шасси. После остановки самолет сгорел. При ударе об лед штурмана выбросило из разрушившейся кабины и он погиб. Пострадавшие пассажиры и члены экипажа сумели покинуть борт. Они были эвакуированы с отколовшейся части льдины самолетами Ан-2, а затем вывезены остававшимся на аэродроме самолетом Ил-14 на о. Средний.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
1 |
Пассажиры |
9 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-12950 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.02.1968 |
Заводской номер ВС |
8345501 |
Наработка ВС (часы) |
9381 |
Наработка ВС (циклы) |
3637 |
Силовая установка |
Н2046062 Н2246181 Н2336016 Н2046051 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП явилось столкновение самолета после отрыва с ледовой ВПП ограниченных размеров с внезапно образовавшимся торосом.
Сопутствующие причины:
1) Недостаточная организация демонтажа оборудования и погрузочных работ, что привело к пребыванию Ан-12 на ледовом аэродроме в течение 3 часов 50 минут.
2) Непринятие мер к снятию участников экспедиции (9 чел.) для максимального облегчения самолета.
3) Отсутствие погодных условий на о. Средний (аэродром был закрыт 27 и 28 апреля) и базе №1 (аэродром был закрыт 30 апреля), что задержало эвакуацию на три дня. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|