|
|
|
Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в 54 км от а/п Залив Лаврентия |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 21 мая 1963 г.
Время: 10:10
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, Чукотский АО, 54 км от а/п Залив Лаврентия
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-28986
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданская ОАГ ГВФ, 150 ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 150 ОАО выполнял срочное санзадание по маршруту Анадырь – Залив Креста – Нешкан – Энурмино – Лаврентия. Полёт до Энурмино выполнялся при погоде – ясно, видимость более 10 км.
В 09 ч 20 мин мск экипаж произвёл взлёт в Энурмино и, вследствие наличия облачности по побережью, полёт от Энурмино до Лаврентия выполнялся напрямую, на высоте 900 м. Через 30 мин полёта из-за понижения облачности и ухудшения видимости экипаж снизился до 400-450 м. Следуя по долине реки Чегитунь, экипаж принял решение пройти перевал по притоку реки, но, встретив плохую погоду, развернулся, заказал привод а/п Лаврентия и предпринял вторичную попытку пройти перевал через соседнюю долину вместо разумного возврата в район хорошей погоды.
Вследствие 10-бальной облачности и белизны снега вертикальная видимость полностью отсутствовала, а экипаж за высотой полёта по приборам не следил. В результате общего повышения рельефа местности истинная высота полёта уменьшалась и вертолёт неожиданно для экипажа на высоте 320 м коснулся снежной поверхности вначале передними, а затем основными колёсами, пробежал 12 м и подломил передние опоры шасси. Продолжая движение, вертолёт зацепился несущим винтом за снег, упал на левый борт в 90 м от места первоначального касания и потерпел аварию. Экипаж и пассажиры невредимы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
? |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-28986 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1961 |
Заводской номер ВС |
17113 |
Наработка ВС (часы) |
398 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9834550 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Санитарный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданская ОАГ ГВФ, 150 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Энурмино |
Пункт назначения |
Лаврентия |
Начальный пункт маршрута |
Анадырь |
Конечный пункт маршрута |
Лаврентия |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
При расследовании установлено:
КВС давление на высотомерах в Анадыре и Заливе Креста не сличал, в результате, имея разность показаний давлений на высотомерах около 12 мм рт. ст. с фактическим, не знал истинной высоты полёта. Штурманский расчёт полёта не соответствовал предстоящему маршруту полёта, однако диспетчер а/п Залив Креста подписал этот расчет. Впоследствии экипаж стер ранее произведённые записи и заполнил журнал с обратной стороны.
Прогноз погоды, выданный АМСГ Залив Креста, предусматривал облачность 0-5 баллов верхняя, видимость более 10 км, и не учитывал понижения облачности до 300 м в конце маршрута, что прогнозировалось АМСГ а/п Лаврентия и подтверждалась фактической погодой пункта посадки. Исходя из метеообстановки, диспетчер а/п Лаврентия через РДС Анадырь в 07 ч 25 мин передал указание экипажу вертолёта следовать от Энурмино на Лаврентия через оз. Иони – Лорино, т.е по району хорошей погоды. Вследствие помех это указание экипажу передано не было и РДС Анадырь не принял никаких мер для передачи этого указания экипажу через другие аэропорты и самолёты. Получив вылет из Энурмино, диспетчер а/п Лаврентия вторично дал указание экипажу следовать к нему через оз. Иони- Лорино. В 09 ч 40 мин, т.е. за 40 мин до происшествия, это указание было получено экипажем через а/п Шмидта, однако командир вертолёта игнорировал это указание и продолжал полёт напрямую, а РДС Анадырь не проконтролировала выполнение приказания. В а/п Залив Креста командир вертолёта консультацию на АМСГ не получал. Всю документацию на полёт оформлял второй пилот. После аварии КВС расписался в принятии решения на вылет в бланке АВ-5, который на АМСГ лично не получал.
В нарушение приказа ГУ ГВФ № 279 -58 г. экипаж после аварии оформлял полётную документацию, снял барограмму, сделал на ней подписи и перевёл стрелки высотомеров на ноль. Радиовысотомер, включенный экипажем при снижении с 900 м на диапазон больших высот, по словам экипажа, показывал высоту полёта 250 -300 м, но при осмотре кабины после аварии оказался включеным на диапазон малых высот, следовательно, в полёте он показывал истинную высоту полёта не 250 -300 м, а 25 -30 м, на что экипаж внимания не обратил, т.к. за приборами не следил. Бортмеханик принял вертолёт с неоформленной документацией и заполнил формуляр на месте аварии вертолёта. В полёте за высотой полёта и расходом топлива не следил, фактически не выполняя обязанностей бортмеханика.
При расследовании экипаж вёл себя неискренне и старался скрыть истинную причину аварии, выдвигая версию подсоса, и давал неправильные показания о фактической погоде в момент происшествия.
Командир вертолёта, имея перерыв в лётной работе 8 месяцев, был допущен к внетрассовому полёту в районе, где он не летал с декабря 1960 г, и в нарушение приказа МОАГ № 87 -63 г., внетрассовый полёт производился без штурмана на борту. Приказа о закреплении состава экипажа Анисимова нет, хотя экипаж летает в данном составе с апреля 1963 г.
Основной причиной аварии вертолёта является нарушение КВС НПП-ГА-58 г, выразившееся в полёте на высоте ниже безопасной в горной местности при погоде, не соответствующей минимуму для выполнения санзадания, и в невыполнении приказания АДП Лаврентия по обходу района плохой погоды. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Гос. архив Магаданской области |
|
|
|
|
|