|
|
|
Катастрофа Як-40 Липецкого ОАО в а/п Ростов-на-Дону |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 мая 1974 г.
Время: 14:10
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Ростов-на-Дону
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: СССР-87398
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Липецкий ОАО
Рейс: 1255
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 275 летного отряда в 14:10 производил взлет с мокрой ГВПП №3 с МК=90° с включенной ПОС в режиме «предварительный». На борту находились 31 взрослый пассажир, 3 ребенка и 247 кг багажа. Взлетный вес составлял 16100 кг, центровка 14,8% САХ.
Фактическая погода была: слабый дождь, видимость 11 км, ветер 110° 16 м/с с порывами до 22 м/с, температура +14°С.
На скорости 175-180 км/ч в 1 040 м от начала взлета (за 40 м до конца ВПП), когда самолет еще не поднял переднего колеса, КВС, увидев, что полоса кончается, принял решение прекратить взлет. Самолет, выкатившись на 185 м от конца ВПП за границу аэродрома, ударился о бугор и, разрушаясь, свалился по пологому склону в овраг. 16 пассажиров, в том числе ребенок, КВС и второй пилот получили ранения. Непристегнутый бортмеханик получил тяжелую травму и скончался на месте происшествия. Самолет отломал правую плоскость и правую опору шасси. Правая и передняя стороны фюзеляжа разрушены.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
1 |
Пассажиры |
34 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-87398 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
03.04.1974 |
Заводской номер ВС |
9411033 |
Наработка ВС (часы) |
124 |
Наработка ВС (циклы) |
111 |
Силовая установка |
Н 5332102 Н 5332049 Н 5332128 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
1255 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Липецкий ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ростов-на-Дону |
Пункт назначения |
Минеральные Воды |
Начальный пункт маршрута |
Липецк |
Конечный пункт маршрута |
Минеральные Воды |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами авиационного происшествия являются взлет с непригодной по размерам для эксплуатации Як-40 грунтовой ВПП и нарушение РЛЭ самолета Як-40 со стороны КВС и службы движения.
По документам ГВПП значится 1100х100 м с КПБ 250 м. Фактически она была 1080х98 м с КПБ 90 м. Она маркирована с нарушением НАС ГА-71 и не имеет дистанционных знаков, что не позволяет экипажу контролировать разбег по дальности.
Экипаж формально подошел к подготовке к полету – не знал размеров ГВПП, КВС не проверил расчеты второго пилота по центровке и скоростям V1, V2 и Vr, не оценил условий взлета и состояния ГВПП. В нарушение РЛЭ он производил взлет с отклоненным стабилизатором на -5° вместо -6° с мокрого грунта с включенной ПОС. По расчетам при полном полетном весе 16 100 кг с включенной ПОС длина разбега при данных условиях составила бы 1 270 м, а при выключенной ПОС – 1 150 м. Т.е., включение ПОС увеличило длину разбега на 120 м. При этом при температуре наружного воздуха +14° во включении ПОС не было необходимости.
КВС поздно принял решение на прекращение взлета и проявил растерянность в дальнейших действиях.
Служба движения, в нарушение РЛЭ, не запретила выпуск самолета с мокрой ГВПП при начавшемся во время посадки пассажиров дожде.
КВС в 1963 г снимался с летной работы за пьянство. За недостойное поведение он был исключен из ВЛКСМ. Его отец – инструктор отдела по ПВР – зная об отрицательных качествах сына, тем не менее, устроил его на летную работу в Липецкий ОАО. КВС имел дисциплинарные взыскания, в общении с товарищами по работе проявлял высокомерие и чванливость. При его опросе после авиационного происшествия КВС показал слабые знания РЛЭ, в частности, о применении ПОС.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|