|
|
|
Катастрофа Ил-12 Полярной Авиации Главсевморпути в районе дрейфующей полярной станции СП-7 |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 октября 1957 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Северный Ледовитый океан, в районе 87-ой широты
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Н442
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял полет по перевозке груза весом 1 500 кг для дрейфующей полярной станции СП-7, которая в данный момент находилась близ Северного полюса в районе 87-ой широты.
Прогноз погоды с 16.30 до 21.30 по маршруту: М. Челюскин - СП-7 предусматривал простые метеоусловия: – облачность средняя, верхняя, в конце маршрута малооблачно, местами пятна тумана, видимость более 10 км. Фактическая погода на ледовом аэродроме назначения СП-7 за 17.00: облачность с просветами высоко-кучевая, низовая метель, видимость 4 км, ветер 7 м/с, температура – 24°С. Эшелон полета был установлен 1 500 м.
Взлет с а/д Мыс Челюскин произведен в 16:25 мск. Командир корабля Лактионов (здесь и далее фамилии изменены) находился на правом сиденье, вводившийся в строй командир корабля Мильков занимал левое сиденье. Ко времени прилёта самолёта погода в районе СП-7 резко ухудшилась.
За 40 минут до расчетного времени прибытия, в 20:00 мск, на борт самолёта передана фактическая погода на СП-7: облачность высоко-кучевая с нижней границей 1 000 м, низовая метель, видимость 2-4 км, ветер северный 10 м/с (боковой к курсу посадки). Никакой другой информации об изменении погоды на борт самолёта передано не было.
Экипаж приступил к снижению. Находясь за 20 минут до расчетного времени прибытия на высоте 1 000 м, самолет все еще был выше облаков (данные о НГО оказались неверными). На высоте 800 м экипаж начал пробивать облака по приводной радиостанции аэродрома. На борт передали нижнюю границу облаков 150 м. В облаках началось умеренное обледенение. За 5 минут до расчетного времени прибытия экипаж доложил 200 м в облаках и получил фактическую погоду: НГО=150 м, ветер 350° 16 м/с, давление 730 мм рт.ст. Пробивая облака, за 1 минуту до расчетного времени прибытия, экипаж на высоте 100 м увидел светлое пятно в облаках, образовавшееся от света огней электростарта и лагеря и стал производить дальнейшее снижение. На высоте 50-60 м самолет вышел из облачности над аэродромом под углом 45° к ВПП. Командир корабля Лактионов в этих условиях принял решение производить посадку, сделал доворот, прошел над ВПП обратным курсом посадки и приступил к заходу на посадку методом стандартного разворота. Командная радиосвязь с аэродромом отсутствовала. Произведя третий и четвертый развороты, самолет вышел на предпосадочную прямую. Командир корабля Мильков, пилотировавший самолет, продолжал доворачивать самолет на посадочный курс. При снижении в облаках в условиях полярной ночи экипаж отвлекся от пилотирования по приборам на визуальный поиск огней ВПП и преждевременно снизился до недопустимо малой высоты. Командир корабля Мильков дал команду бортмеханику включить фары. Команда была выполнена, но света фар не было, поскольку они не успели выйти. В этот момент самолет задел левым крылом высокий ледяной торос. После первого удара самолёт с убранными секторами газа и полностью добранными на себя штурвалами прошёл 500-600 м, упал в торосы, развернулся на 70° по отношению к основной ВПП и остановился разрушенным. Пожара не возникло. Члены экипажа получили различные ранения. Место катастрофы было обнаружено экипажем вертолета Ми-4 с полярной станции спустя сутки. Через 21 час с момента АП раненые были вывезены с места происшествия в лагерь СП-7 и затем эвакуированы в Москву. На пятые сутки штурман скончался в больнице, не приходя в сознание.
Катастрофа произошла в 20:45 мск в 3 км от посадочной полосы.
В момент подхода самолёта к аэродрому СП-7, фактическая погода оказалась: НГО=50 м, видимость в пределах 1,5 - 2км.
В момент принятия решения производить посадку на самолёте имелся запас горючего обеспечивавший возвращение на а/д Мыс Челюскин с 2-х часовым навигационным запасом.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Н442 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
30060 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Управление полярной авиации Главного управления Севморпути |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Мыс Челюскин |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Мыс Челюскин |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа произошла вследствие поспешного, необдуманного решения, принятого к/к Лактионовым производить посадку ночью при высоте облачности 50-60 м и ограниченной видимости, в то время как запас горючего и задача полёта не требовали такого поспешного решения и неоправданного риска. Если бы обстановка на СП-7 и поставленная задача требовали бы обязательной посадки, к/к Лактионов обязан был лично пересесть на левое сидение, предупредить экипаж об особой внимательности, потребовать чтобы каждый член экипажа вёл наблюдение за приборами в соответствие с НПП и докладывал командиру.
Имея достаточный запас горючего, следовало, осмотрев состояние погоды в районе СП-7, переждать улучшения или вернуться на один из береговых аэродромов. К/к Лактионов не принял ни одной из этих мер предосторожности, проявил недопустимую самоуверенность и зазнайство.
Командир Московского авиаотряда, назначенный руководителем осенних перевозок по обеспечению дрейфующих станций, не принял мер для создания должного порядка в приёме и выпуске самолётов на СП-7. В результате, посадкой к/к Лактионова с аэродрома никто не руководил и не давал указаний.
Командир вертолёта, на которого по инструкции возложено руководство приёмом и выпуском самолётов на СП-7, радиосвязи с бортом самолёта Лактионова не держал и никаких указаний не давал.
Начальник научной дрейфующей станции СП-7 упустил руководство и контроль за сведениями о погоде, передаваемыми с СП-7, чем ввёл в заблуждение к/к Лактионова.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Форум Полярной Почты, Пр. Нач. Главсевморпути ММФ №90с. 28.12.1957г |
|
|
|
|
|