|
|
|
Катастрофа Ил-14П Грузинского управления ГВФ близ Кутаиси |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 августа 1963 г.
Время: 10:53
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, 7 км севернее Гегечкори
Тип ВС: Ил-14П
Регистрация ВС: СССР-61617
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское территориальное управление ГВФ, Тбилисский ОАО
Рейс: 663
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 112 летного отряда произвел посадку в а/п Кутаиси в 10:08. Взлет произведен в 10:45. Через 3-4 минуты экипаж доложил о взлете и визуальном полете на высоте 600 м. В 10:52 экипаж доложил: «полет на Сухуми 1 500 м между слоями, земля просматривается, сильные осадки». Затем связь пропала. На следующий день самолет был обнаружен в 32 км северо-западнее а/п Кутаиси в 13 км правее оси трассы. На высоте 900 м он столкнулся с лесистым склоном горы на МК=27° - с отклонением вправо от курса следования на 100°. Среди погибших были обнаружены три безбилетных пассажира. Двое оказались работниками Тбилисского ОАО, третий неопознан. Самолет полностью разрушен и частично сгорел.
Прогноз погоды с 8-12 ч: облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, 600 – 1 000 м. Видимость 4-10 км. Гроза, дождь.
Руководитель полетов (РП) перед вылетом не дал указания экипажу, по какому маршруту выполнять полет: по основному (Кутаиси-Сухуми) или обходному (Кутаиси-Поти-Сухуми), зная из прогноза погоды, что на основном маршруте были грозы, а на обходном – ПМУ. Кроме того, экипаж ранее вылетевшего из а/п Кутаиси самолета доложил, что полет по ПВП по основному маршруту невозможен и запросил разрешения следовать по обходному маршруту.
В 10:38 диспетчер КДП получил от наблюдателя АМСГ данные о снижении облачности с 1 000 до 450 м, но эти данные никому не сообщил, а экипажу Ил-14 №61617 после взлета дал указание следовать с набором высоты до 1 500 м по основному маршруту, доложить выход и строго следить за погодой. Инструментальный контроль за самолетом диспетчер не установил, хотя самолет после отхода от аэродрома начал отклоняться в сторону гор.
Встретив неблагоприятные метеоусловия близ Цулукидзе (гроза с дождем, видимость 3 км, облачность 300-400 м), командир экипажа вместо возврата на аэродром принял безрассудное решение продолжать полет, отклоняясь от маршрута вправо в сторону гор. Продолжая уклоняться от трассы, увеличивая курс полета и находясь на высоте 900 м (ниже безопасной для данного района), экипаж попал в зону ливневых осадков, о которых за 1 мин. до катастрофы бортрадист сообщил в РДС Тбилиси. В 10:53 самолет в горизонтальном полете в условиях ограниченной видимости в 13 км от трассы столкнулся со склоном горы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
27 |
27 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14П |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-61617 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.02.1957 |
Заводской номер ВС |
602107 |
Наработка ВС (часы) |
11682 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б 2946943 Б 27151507 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
663 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское территориальное управление ГВФ, Тбилисский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Кутаиси |
Пункт назначения |
Сухуми (Бабушера) |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Краснодар (Пашковская) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы явились преступно-халатное отношение работников службы движения а/п Кутаиси к выпуску и руководству полетом, а также недисциплинированность КВС – выполнение полета на высоте ниже безопасной в условиях невозможности визуального полета.
Виновники:
1) РП – дал разрешение на полет по ПВП на 1 500 м в горной местности без наличия метеоусловий.
2) Диспетчер КДП – не доложил об ухудшении высоты облачности и вместо запрета вылета дал указание выполнять полет на 1 500 м визуально – что было заведомо невыполнимо. Инструментальный контроль не вёл.
3) Командир корабля.
4) Зам. нач аэропорта Кутаиси – разрешив руководителю полетов дневной смены опоздать на работу на 2 часа, не заменил его лично при заступлении новой смены, переложив эту обязанность на РП ночной смены. Отпросившийся РП появился на работе на через 2, а через 4 часа, в результате чего продолжительность работы РП ночной смены составила 14 часов на момент взлета Ил-14 №61617. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|