|
|
|
Столкновение Ан-2Р и Ан-12Б Восточно-Сибирского УГА в а/п Иркутск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 04 декабря 1974 г.
Время: 09:58
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Иркутск
Тип ВС: Ан-12Б
Регистрация ВС: СССР-12985
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Ан-12 №12985 134 летного отряда производил тренировочный полет в районе а/п Иркутска, выполняя заходы по СП-50М на ИВПП 30 курсом 296°. На борту находились 7 членов экипажа. Одновременно с ГВПП, расположенной в 2 500 м юго-западнее ИВПП, курсом 320° выполнялись вылеты самолетов Ан-2. Инструкция а/п Иркутск для самолетов МВЛ предусматривает левый разворот сразу после взлета на курс в северо-восточном направлении с набором высоты до 300 м и пролетом через центр ИВПП. ВС с ИВПП обязаны пролетать над ней на высоте не более 200 м.
Фактическая погода на начало полетов была: облачность 10/3 слоисто-кучевая 700 м, видимость 10 км - и соответствовала установленному минимуму. В 04:30 мск из-за ухудшившейся погоды полеты по ПВП с ГВПП были закрыты по указанию заместителя начальника аэропорта по движению Тимошенко Л.Ф. (здесь и далее все фамилии изменены) (на 04:55 зафиксирована следующая погода: облачность 10/8 слоисто-кучевая 440 м, средняя метель, видимость 2 000 м).
На 9-ом полете экипаж Ан-12 доложил о выполнении захода с уходом на второй круг. Снизившись до ВПР (100 м), экипаж после доклада диспетчеру посадки ушел на второй круг с набором 200 м, после чего установил связь с диспетчером круга.
Несколькими минутами ранее, в 04:50, диспетчер КДП МВЛ Марушенко П.Г., наблюдая фактическую видимость на старте 2 500 м (выше минимума), разрешил взлет экипажу Ан-2 №49342 190 летного отряда, несмотря на запрет полетов МВЛ, и не предупредив экипаж о тренировочных полетах самолета Ан-12. Тимошенко Л.Ф. выполнение данного им запрета полетов МВЛ в последующем не контролировал. Руководитель полетов Козак М.К., несмотря на ухудшение погоды на аэродроме, не принял мер по усилению контроля за работой диспетчеров.
В 04:54 экипаж Ан-2 произвел взлет. В 04:56 диспетчера круга подменил руководитель полетов Козак М.К. Не зная фактической воздушной обстановки из-за нарушения технологии работы диспетчером КДП МВЛ Марушенко П.Г. (который не сообщил о взлете Ан-2 диспетчеру круга) и полагая, что полеты с ГВПП не производятся, РП разрешил экипажу Ан-12 набор высоты 600 м с выходом к третьему развороту.
Тем временем экипаж Ан-2, согласно инструкции аэропорта, пересекал ИВПП, выходя на маршрут, и доложил о пролете центра основной ИВПП диспетчеру Марушенко. После этого связь с экипажем прекратилась.
В 04:58 на высоте 270 м над центром ИВПП произошло столкновение Ан-2 и Ан-12, следовавших в снегопаде на пересекающихся под углом 90° курсах. Удар Ан-2 под прямым углом пришелся в нижнюю часть фюзеляжа Ан-12. В результате столкновения Ан-2 разрушился. Его обломками была засыпана ИВПП и параллельная ей еще одна ГВПП. Фюзеляж Ан-2 и двигатель упали на землю в 200 м севернее ИВПП по курсу его полета. Самолет частично сгорел. Все находившиеся на борту погибли.
Экипаж Ан-12 почувствовал сильный толчок. Самолет начал крениться влево. Экипаж выключил двигатели, зафлюгировал винты и произвел вынужденную посадку в пойме реки Ушаковка по курсу полета сразу после пролета ДПРМ на удалении 3 980 м от конца ИВПП 30. При движении по грунту оба левых двигателя отделились от крыла, оторвался воздушный винт двигателя №3, нижняя часть фюзеляжа была разрушена. При движении самолет сбил грозоотводящую мачту - металлоконструкцию высотой более 10 м. Мачта упала на фюзеляж, полностью разрушив центроплан. Самолет остановился в 220 м от места первого касания. Пожара не возникло. Экипаж не пострадал.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
уход на второй круг |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-12985 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.05.1970 |
Заводской номер ВС |
00347110 |
Наработка ВС (часы) |
5812 |
Наработка ВС (циклы) |
2617 |
Силовая установка |
Н2126097 Н2126032 Н2946196 Н2026240 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Иркутск |
Пункт назначения |
Иркутск |
Начальный пункт маршрута |
Иркутск |
Конечный пункт маршрута |
Иркутск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы явилось преступно-халатное отношение к исполнению служебных обязанностей диспетчером КДП МВЛ Марушенко П.Г., который вопреки запрещению полетов на МВЛ и в нарушении технологии работы разрешил взлет Ан-2, не согласовав его пролет через ИВПП с диспетчером круга (нарушение п.п. 3.1.11, 6.2.1, 6.2.3 НПП ГА-71).
РП Козак М.К., подменив диспетчера круга, непосредственно работой смены не руководил и, не зная воздушной обстановки, фактически самоустранился от общего руководства полетами в условиях ухудшившейся видимости.
Заместитель начальника аэропорта по движению Тимошенко Л.Ф. не контролировал выполнение своего приказа о запрете полетов МВЛ по ПВП.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|