|
|
|
Катастрофа Ил-14 Грузинского УГА близ а/п Махачкалы |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 декабря 1969 г.
Время: 18:33
Страна: СССР
Место происшествия: Дагестанская АССР, близ Махачкалы
Тип ВС: Ил-14П
Регистрация ВС: СССР-52010
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Рейс: 2953
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 112 летного отряда произвел посадку в Махачкале в 17:58 и после дозаправки произвел взлет в 18:29 с МК=123° в сторону моря. На борту находились 11 пассажиров, 87 кг багажа и, вероятно, безбилетный пассажир – второй пилот Ту-104 112 летного отряда, находившийся в отпуске. Фактическая погода в момент взлета была (на исход полета влияния не оказала): облачность 10 баллов слоисто-кучевая 860 м, 3-4 балла 360 м, видимость 7 км, ветер 6 м/с, температура воздуха +9°С, давление 770 мм рт.ст.
Через 1 минуту 45 сек. после взлета КВС доложил руководителю полетов, что взлет произвел и получил указание следовать по курсу с набором высоты на Кизляр до эшелона 2 100 м. После запроса РП данных о погоде (о нижней кромке облаков) экипаж доложил, что над морем наблюдалась разорвано-слоистая облачность 120-150 м, не указанная в прогнозе погоды. Затем в течение 11 минут радиообмена не было, а после экипаж на связь не вышел и на запросы не отвечал.
Самолет был обнаружен 11 декабря на глубине 10 м в 3 500 м от берега на удалении 8 км от КТА с азимутом 65°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
12 |
12 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14П |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-52010 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
05.05.1957 |
Заводской номер ВС |
703101 |
Наработка ВС (часы) |
20481 |
Наработка ВС (циклы) |
18670 |
Силовая установка |
Б21461922 Б23162441 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
2953 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Тбилисский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Махачкала |
Пункт назначения |
Астрахань |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Астрахань |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что полет продолжался около 4–х минут. С экипажем самолета поддерживалась радиосвязь с момента разрешения на взлет в течение 2 минут 35 секунд. Радиообмен с руководителем полетов осуществлял командир корабля спокойным, четким голосом. Самолет набрал высоту 250-280 м, произвел левый разворот на курс следования над морем и на высоте 300-350 м вышел из разворота, продолжая набор высоты. На высоте 350-400 м возникла внезапная и скоротечная аварийная обстановка, приведшая к непроизвольному снижению с большой вертикальной скоростью и столкновению с поверхностью воды под большим углом в 18:33. В течение нескольких последующих дней на берег были выброшены различные мелкие обломки самолета, а также трупы всех трех находившихся на борту детей и труп женщины. Со дна были подняты различные части самолета, в том числе оба двигателя и элементы пилотской кабины, а также часть тела мужчины. При столкновении с поверхностью моря оба двигателя работали, шасси и закрылки были убраны. Между рёбер цилиндров левого двигателя обнаружены кости черепа птицы, а в кусках теплоизоляции кабины пилотов – остатки крыльев и многочисленные перья крупных птиц.
По заключению судебно-медицинской и зоологической экспертизы Дагестанской АССР от 20.12.69 г. останки крыльев, перьев и черепных костей, обнаруженных в разрушенных частях самолета, принадлежит птицам типа большой поганки (чомга), достигающим веса 1100-1200 гр. для которых является типичным перелет как в дневные, так и в ночные часы.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Согласно заключения комиссии, истинную причину катастрофы установить не представилось возможным в связи с сильным разрушением и затоплением самолета. Наиболее вероятной причиной явилось столкновение самолета со стаей крупных перелетных птиц. В результате произошло разрушение пилотской кабины с выводом из строя членов экипажа. В данный период наблюдается миграция гусей, цапель и других птиц на высоте 300-400 м в любое время суток. Во всех других случаях экипаж имел возможность произвести вынужденную посадку.
В Приказе МГА №04 от 12.01.70 г. указывается, что причиной катастрофы является столкновение самолета со стаей крупных птиц, приведшее к разрушению пилотской кабины, возможным ранениям экипажа и непроизвольному снижению самолета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|