 |
 |
 |
Катастрофа Ми-2 а/к Кречет в Елизовском районе Камчатской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 сентября 1998 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Камчатская область, близ села Николаевка, Елизовский район
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-15685
Авиакомпания: Кречет
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот выполнял полет по перевозке пассажиров и груза по маршруту площадка "Излучина" - площадка "Асача" На борту находились три пассажира и 160 кг груза (по результатам контрольного взвешивания после авиационного происшествия). По предварительным расчетам, взлетная масса вертолета составляла 3540 кг и не превышала предельную для фактических условии взлета.
Прогноз погоды по району полета не соответствовал ПВП. Однако КВС, имея эту информацию, принял решение следовать не по обходному маршруту, а напрямую (налет КВС по ППП 22ч 15мин). После взлета, набора высоты 100м и выхода на курс следования КВС запросил у диспетчера набор высоты 1500м (по метеопрогнозу нижняя кромка облачности была 400м, верхняя - 900м). Таким образом, при выполнении набора высоты вертолет вошел в облачность.
В процессе набора высоты КВС непроизвольно начал увеличивать тангаж с целью увеличения вертикальной скорости, уделив основное внимание пилотированию по авиагоризонту, отвлекшись от контроля за приборной скоростью, которая начала уменьшаться. Вертикальная скорость набора увеличилась до 5,3 м/с.
При достижении высоты около 740 м, по объяснениям КВС, он услышал слабый хлопок и почувствовал разбалансировку вертолета. Вертолет начал заваливаться в правый крен с разворотом влево и уменьшением тангажа на пикирование. Вертикальная и поступательная скорости снижения увеличились. Пытаясь удержать вертолет в нормальном положении, КВС продолжил разворот с правым креном на обратный курс.
В этот момент произошло самовыключение обоих двигателей. Определив отказ двигателей и приняв решение производить посадку на режиме самовращения НВ, КВС для набора поступательной скорости и обеспечения оборотов НВ уменьшил шаг-газ до минимального и отдал ручку циклического шага от себя. Эти действия были ошибочными, т.к. для восстановления оборотов НВ требовалось взять ручку управления на себя со сбросом шаг- газа.
Вынужденная посадка производилась на картофельное поле. На высоте 10-15 м поступательная скорость была погашена до значения не более 20 км/ч при угле танагажа около 15° на кабрирование. После торможения поступательной и вертикальной скоростей и провала оборотов НВ началось неуправляемое, практически вертикальное падение вертолета с возрастающей вертикальной скоростью, которая в момент столкновения с землей достигла величины 8-10 м/с. Первый удар о землю произошел рулевым винтом и концевой балкой с последующим полным разрушением вертолета.
Двое из находившихся на борту пассажиров погибли на месте происшествия, третий скончался в больнице на следующий день, командир вертолета получил тяжелые травмы.
Катастрофа произошла в 17 км от а/п Елизово с азимутом 205°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
3 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-15685 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
5410950079 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Кречет |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что при наборе высоты 1 500 м КВС, вероятно, допустил падение поступательной скорости менее минимально допустимой (40км/ч), что привело:
- к возникновению дефицита располагаемой мощности, подводимой на вал НВ, относительно потребной даже для горизонтального полета, ухудшению устойчивости и управляемости;
- к уменьшению оборотов НВ (эффект перетяжеления).
Вероятными причинами самовыключения двигателей в полете явились:
- невключение подкачивающих насосов, что привело к падению оборотов одного из двигателей до режима отключения генераторов (КВС услышал хлопок);
- раскрутка НВ до оборотов выше 90% в процессе снижения, что привело к увеличению скорости вращения свободных турбин до критического значения срабатывания автомата защиты турбины от раскрутки и самовыключению обоих двигателей.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа произошла в результате грубого приземления вертолета с многократно превышающей максимально допустимую разрушающей перегрузкой при выполнении вынужденной посадки на режиме самовращения НВ. Событие обусловлено сочетанием следующих факторов:
- выполнение полета по спрямленному маршруту при нелетном прогнозе;
- преднамеренный вход в облака с целью набора безопасной высоты полета при недостаточном опыте полетов по приборам;
- ошибочные действия КВС при выполнении посадки на режиме самовращения НВ из-за недостаточной натренированности по выполнению таких посадок.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|