 |
 |
 |
Катастрофа Ми-2 Поволжского РАО РОСТО на аэродроме Сосновка |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 31 июля 1998 г.
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Пенза (Сосновка)
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-15663
Авиакомпания: РОСТО, Поволжский региональный авиационный отдел
|
|
|
 |
|
Описание |
13.07.98 г. КВС вертолета Ми-2 №15663 с авиатехником был откомандирован на оперативную точку Починки Нижегородской области для выполнения полетов по осмотру магистральных газовых трубопроводов согласно договора с заказчиком ПО "Волгатрансгаз".
31.07.98 г. КВС с авиатехником на борту в 5 час 05 мин. (UTC) произвел взлет по маршруту Починки-Старая Каменка. Полет в нарушение требований п. 10.1.9 НПП ГА-85 был выполнен без получения прогноза погоды на период с 03.00 до 06.00.
На посадочной площадке Старая Каменка КВС взял на борт двух служебных пассажиров и выполнил облет магистрального газопровода по маршруту Старая Каменка-Городище-Шемышейка-Кондоль-Старая Каменка. После завершения облета и высадки пассажиров КВС выполнил взлет на аэродром Сосновка с целью заправки топливом.
При входе в зону аэродрома Сосновка КВС в нарушение требований п. 7.6.4 НПП ГА-85 на связь с руководителем полетов не вышел, условия снижения и посадки не получил. На запросы руководителя полетов не отвечал.
При выполнении захода на посадку КВС в нарушение требований п. 7.6.9а НПП ГА-85 не сообщил руководителю полетов об установлении визуального контакта с ВПП или ее ориентирами, разрешение на выполнение визуального захода на посадку не получил.
Руководитель полетов начальник Пензенского авиационного спортивного клуба РОСТО в нарушение требований приказа Председателя ЦК ДОСААФ СССР от 28.03.84 г. № 128 письменного объяснения с КВС о допущенных нарушениях не взял, в военный сектор РЦ УВД Пенза о случившемся не сообщил, начальнику Поволжского регионального авиационного отдела не доложил, вылет не запретил. Меры к КВС не только не принял, а через военный сектор РЦ способствовал, чтобы вертолету был разрешен вылет согласно задания на полет в 14 час. 00 мин.
Во время стоянки вертолета КВС в нарушение требований п.п. 4.10.5 и 10.1.23 НПП ГА-85 взял на борт трех неоформленных пассажиров, из них одного ребенка, с целью их катания в районе аэродрома. Руководство полетами в это время на аэродроме не осуществлялось, радиосредства обеспечения полетов не работали.
В момент взлета масса вертолета превышала максимально допустимую для данных условий полета на 275 кг, центровка не выходила за установленные пределы. КВС в нарушение требований п. 3.6.6. НПП ГА-85 предполетную подготовку не проводил, расчет полета не выполнил.
По показаниям очевидцев, после полета в течение 15-20 мин. в процессе захода на посадку при посадочной массе вертолета, превышающей на 209 кг максимально допустимую для данных условий полета, на высоте 5-8 м КВС с целью снижения поступательной скорости резко увеличил угол тангажа на кабрирование, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения. Для уменьшения вертикальной скорости снижения КВС несоразмерно переместил рычаг "шаг-газ" вверх, что привело к "перетяжелению" несущего винта и просадке вертолета.
КВС допущенные ошибки при расчете на посадку своевременно не исправил, снижение не прекратил и в нарушение требований п.7.6.15 HПП ГА-85 на второй круг не ушел.
Вертолет хвостовой пятой и лопастями рулевого винта столкнулся с землей, что привело к разрушению лопастей рулевого винта. В дальнейшем вертолет отделился от земли на высоту до одного метра с правым креном и левым вращением, потерял управляемость, переместился вперед и опрокинулся на правый борт.
В результате повторного столкновения с землей вертолет полностью разрушился и от возникшего на земле пожара сгорел. КВС и пассажиры в результате пожара погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
3 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-15663 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
31.07.1985 |
Заводской номер ВС |
549325075 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
РОСТО, Поволжский региональный авиационный отдел |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Пенза (Сосновка) |
Пункт назначения |
Пенза (Сосновка) |
Начальный пункт маршрута |
Пенза (Сосновка) |
Конечный пункт маршрута |
Пенза (Сосновка) |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
При проведении расследования катастрофы комиссией выявлены серьезные недостатки в организации летной работы и обеспечении полетов в летном отряде Поволжского регионального авиационного отдела РОСТО.
Разрабатываемые мероприятия по обеспечению безопасности полетов носят формальный характер и не дают положительного результата в практической деятельности. Занятия и разборы полетов с летным составом производятся на низком методическом уровне, летный состав на них присутствует нерегулярно. Так, КВС в течение трех месяцев ни разу не присутствовал на занятиях и разборах.
Контроль за выполнением указаний в летном отряде не налажен. При проверке экипажей на оперативных точках КВС неоднократно давались указания по своевременному и правильному заполнению полетной документации. Однако действенных мер по устранению нарушений принято не было.
Бесконтрольность и попустительство со стороны командно-летного состава отряда породили вседозволенность и привели к грубым нарушениям.
С момента получения Свидетельства эксплуатанта 22.11.94 г. в авиапредприятии произошло две катастрофы вертолетов Ми-2 по вине летного состава.
Полеты на аэродроме Сосновка организуются с грубыми нарушениями требований руководящих документов. Посадочная площадка для вертолетов в нарушение требований п. 3.4.1 РЭГА РФ-94 не оборудована знаком ограничения места приземления, нет маркировки угловых пограничных знаков, отсутствуют цифровое значение посадочного путевого угла и обозначение зоны конечного этапа захода на посадку и взлета.
Инструкция по производству полетов на аэродроме устарела, ее содержание не соответствует установленным требованиям. Площадка для посадки вертолетов в ней не предусмотрена.
Пожарной машины, предусмотренной табелем норм обеспечения, на аэродроме не имеется, оперативный план взаимодействия с пожарными частями отсутствует. По этой причине эвакуировать пилота и пассажиров с горящего вертолета, а также локализовать пожар имевшимися средствами наземная поисково-спасательная команда не смогла.
За допущенные грубые нарушения основных руководящих документов. Свидетельство эксплуатанта авиапредприятия "Поволжский региональный авиационный отдел РОСТО" было приостановлено. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия явились ошибки КВС в технике пилотирования вертолета, посадочная масса которого превышала максимально допустимую для данных условий полета, выразившиеся в неправильном расчете на посадку, что привело к необходимости форсированного торможения вертолета перед зависанием и, как следствие, к "перетяжелению" несущего винта и увеличению вертикальной скорости снижения. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|