 |
 |
 |
Катастрофа Ми-8Т Киренского АП в Катангском районе Иркутской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 июля 1998 г.
Время: 10:30
Страна: Россия
Место происшествия: Иркутская область, близ села Непа, Катангский район
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-24746
Авиакомпания: Киренское авиапредприятие
|
|
|
 |
|
Описание |
30.07.98 г днем, в простых метеоусловиях, в процессе выполнения посадки на аэродроме Непа произошла катастрофа вертолета Ми-84 RA 24746 Киренского государственного авиапредприятия Восточно-Сибирского МТУ ФАС России. Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Ербогачен-Ерёма-Преображенка-Непа-Надеждинск-Киренск. На борту ВС находились 11 взрослых пассажиров, один ребенок 2-х лет, авиатехник АиРЭО; выполнявший оперативное техническое обслуживание вертолета и внесенный в задание на полет, а также 80 кг ручной клади пассажиров. Полет выполнялся по заявке Ербогаченского отделения Иркутской базы авиационной охраны лесов.
Экипаж провел предполетную подготовку для вылета в Киренск с посадкой в Надеждинске. О внесении летчиком-наблюдателем изменений в полетное задание и о необходимости посадки на аэродроме Непа командир ВС был поставлен в известность вторым пилотом в кабине вертолета перед вылетом.
Полет до аэродрома Непа проходил на высоте 800 м без отклонении. При предпосадочной подготовке КВС информировал экипаж: "пилотирование и связь- слева, посадочная масса - 10500, метод посадки - в зоне". Принимая решение о выполнении посадки в зоне влияния "воздушной подушки", КВС не располагал информацией о том, что второй пилот неправильно рассчитал посадочную массу вертолета. Фактическая посадочная масса вертолета составляла 10896 кг, на 396 кг превысив рассчитанную вторым пилотом. В процессе снижения с эшелона до высоты 100 м командиром ВС были допущены ошибки в выдерживании параметров полета на режиме снижения. В район 4-го разворота вертолет был выведен на высоте, превышавшей установленную ИПП аэродрома Непа. С удаления 380 метров от намеченного экипажем места приземления заход осуществлялся на высоте, превышавшей на 50 метров установленную РЛЭ Ми-8 для захода на посадку в зоне влияния воздушной подушки. Проведенными расчетами установлено, что снижение с высоты 100 до 60 метров выполнялось со средней вертикальной скоростью 3.2 м/с. т.е. меньше требуемой для условии данного захода, что привело к увеличению отклонения от рекомендованной траектории снижения и не позволяло выполнить зависание в зоне влияния воздушной подушки. Скорость полета при этом уменьшилась со 110 до 50 км/ч. Учитывая создавшиеся условия, командир ВС в соответствии с требованиями п.п. 2.4.2 и 7.6.15 НПП ГА-85 в целях обеспечения безопасности полетов обязан был принять решение об уходе на второй круг, но о принятом решении экипаж не информировал. В результате нарушения взаимодействия и пассивности членов экипажа бортмеханик не запросил "Решение", а второй нилот при отсутствии решения КВС в нарушение требований п.п. 2.4.6. и 2.4.8. НПП ГА-85 и РЛЭ не выполнил уход на второй круг. В процессе снижения с высоты 50 м бортмеханик в нарушение требований РЛЭ и Технологии работы экипажа не докладывал командиру ВС о текущих значениях высоты, скорости полета и оборотах ИВ.
На удалении около 100 м от намеченного экипажем места посадки высота полета составила 60 м, что практически исключало возможность производства посадки в зоне влияния воздушной подушки. Ситуация усугублялась тем, что посадочная масса вертолета на 246 кг превышала предельно допустимую для посадки вне зоны влияния воздушной подушки в конкретных условиях. Решая задачу гашения поступательной и вертикальной скоростей, КВС допустил ошибки в технике пилотирования, которые привели к перетяжелению несущего винта и энергичному снижению. Вертолет с вертикальной скоростью 5-8 м/с и практически нулевой поступательной скоростью столкнулся с поверхностью земли. В результате возникших при столкновении с землей разрушении конструкции вертолета и пожара погибли 6 пассажиров, 5 пассажиров и одни член экипажа получили серьезные телесные повреждения. Незначительные телесные повреждения получили 4 человека, в том числе 2 члена экипажа.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
12 |
6 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-24746 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1984 |
Заводской номер ВС |
98420017 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Киренское авиапредприятие |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Преображенск |
Пункт назначения |
Непа |
Начальный пункт маршрута |
Преображенск |
Конечный пункт маршрута |
Киренск |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Комиссией по расследованию события установлены факты нарушении членами экипажа и сотрудниками базы авиационной охраны лесов требований нормативных документов ГА. После выполнения лесоавиационных работ 27.07.98 г старший летчик-наблюдатель и командир ВС нарушили требования Руководства по этим работам и Инструкции МГА от 01.12.86 г № 66/И. Перед вылетом из аэропорта Ербогачен представителем "Заказчика" экипажу были переданы незаполненные бланки "Списка пассажиров" и "Справки о весе и свойствах груза". "Сопроводительная ведомость" экипажем не оформлялась. В нарушение требований Инструкции 66/И СОП загрузку вертолета не контролировала. В нарушение требований приказа МГА от 15.06.1970 г № 341 параграф 14 при вылете на посадочную площадку Ерема на борту вертолета находились пассажиры, не имевшие отношения к лесоавиационным работам. При оформлении сопроводительной ведомости в аэропорту Преображенка сотрудниками СОП не был отражен вес двух досаженных пассажиров и их ручной клади. В результате величина фактической коммерческой загрузки на 210 кг превышала указанную в сводной загрузочной ведомости. В нарушение требовании п.п. 2.4.6. и 2.4.8. НПП ГА-85 второй пилот не контролировал загружу вертолета. Командир ВС в нарушение требований п.п. 2.4.2 и 10.1.19 НПП ГА-85 от контроля за правильностью загрузки и расчета фактической посадочной массы вертолета самоустранился.
В результате анализа действии должностных лиц, поисковых экипажей и аварийно-спасательных команд установлены факты, свидетельствующие о нарушении в Киренском авиапредприятии требовании НПП ГА-85, РПАСОП ГА-91 и РПСП ГА-86 в части организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. В "Инструкции по производству поисковых и АСР в районе ответственности авиапредприятия" отсутствуют Приложения, необходимые для организации эффективного взаимодействия служб. Не решен вопрос обеспечения руководителя АСР связью с поисковыми ВС, НПСГ и ПДГ. Имеет недостатки схема оповещения расчетов. Нет инструкций экипажу дежурного ВС и смене ВПДГ. Экипажы ВС не в полной мере подготовлены к выполнению работ, дежурство обеспечивается с 8.00 до 20.00. Табельное имущество не укомплектовано. Не налажено взаимодействие между Киренскаэронавигацией и авиапредприятием в зоне ответственности РЦ. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа вертолета Ми-8Т RA 24746 явилась следствием ошибок, допущенных командиром ВС в технике пилотирования в процессе выполнения захода на посадку, невыполнения требований НПП ГА об уходе на второй круг при наличии значительных по величине отклонении от рекомендованной РЛЭ траектории захода для выполнения посадки в зоне влияния "воздушной подушки", выполнения посадки вне зоны влияния "воздушной подушки" с посадочной массой, превышавшей предельно допустимую для данных условии и нарушения взаимодействия членов экипажа при заходе на посадку. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|