|
|
|
Катастрофа Ил-76ТД Ульяновского Центра ГА СЭВ в районе а/п Ленинакан |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 октября 1989 г.
Время: 01:30
Страна: СССР
Место происшествия: Армянская ССР, близ а/п Ленинакан
Тип ВС: Ил-76ТД
Регистрация ВС: СССР-76466
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Ульяновский Центр ГА СЭВ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж в составе инструкторов и слушателей Ульяновского Центра ГА СЭВ выполнял учебный полет, совмещенный с перевозкой 37 200 кг груза для пострадавших от землетрясения районов Армении. На борту находилось 5 сопровождающих груз. Полет выполнялся на эшелоне 9 600 м. В 01:15 мск экипаж приступил к снижению с отключенным автопилотом на приборной скорости 520 км/ч и со средней вертикальной скоростью 12 м/с. До входа в зону а/п Ленинакан полет проходил без отклонений.
В 01:24:57 экипаж доложил о занятии высоты 4 200 м и получил разрешение диспетчера ДПП снижаться до 3 000 м. Снижение выполнялось со средней вертикальной скоростью 8 м/с.
В процессе снижения на высоте 3 300 м экипаж перешел на связь с диспетчером круга, доложив о выбранной схеме захода (директорный режим) и о наличии информации о давлении на аэродроме посадки (637 мм. рт. ст.). Диспетчер круга сообщил экипажу эшелон перехода 3 000 м, уточнил давление аэродрома 636 мм рт. ст. ( «Шура-три-Шура») и разрешил дальнейшее снижение к третьему развороту до 1 100 м по установленной схеме (МКп=19°). Экипаж подтвердил полученную информацию и разрешение на дальнейший заход.
На эшелоне перехода 3 000 м экипаж ошибочно установил давление аэродрома на высотомерах 736 мм. рт. ст. вместо фактического 636 мм рт. ст., что привело к завышению показаний высоты на 1 100 м.
Продолжая дальнейшее снижение с МК=172° с выпущенными спойлерами со средней вертикальной скоростью 10 м/с, в районе третьего разворота на геометрической высоте 270 м и при радиальном удалении от аэропорта 18 км начала срабатывать звуковая сигнализация опасного сближения с землей (ССОС), которая сигнализировала в течение 19 секунд. Через 3 секунды после начала срабатывания ССОС диспетчер передал указание на снижение до 800 м к четвертому развороту. Экипаж подтвердил и приступил к выполнению разворота со снижением. Ошибку в установке давления обнаружил бортинженер за 10 секунд до столкновения (на 15-й секунде срабатывания ССОС) и воскликнул "У нас давление 736, 736 давление!". Каких-либо экстренных действий на прекращение снижения, как этого требует РЛЭ Ил-76, экипаж не принял. За 6 секунд до столкновения с землей срабатывание ССОС прекратилось. Вертикальная скорость снижения была уменьшена до 3 м/с. За 1 сек до столкновения с землей штурвал был резко взят на себя (отклонение руля высоты на 10°).
Самолет в процессе выполнения третьего разворота в 01:30:14 столкнулся с землей в полетной конфигурации (спойлеры выпущены, шасси убрано, режим двигателей - малый газ) с приборной скоростью 440 км/ч, разрушился и сгорел.
Фактическая погода а/п Ленинакан за 01:32 – ветер (до Н=3 000м) - тихо, видимость более 5 км, температура у земли +4°С, давление у земли 636 мм рт. ст., горы закрыты.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
10 |
10 |
Пассажиры |
5 |
5 |
На земле |
|
|
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-76ТД |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-76466 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
08.09.1982 |
Заводской номер ВС |
0023440153 |
Наработка ВС (часы) |
2053 |
Наработка ВС (циклы) |
2193 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Ульяновский Центр ГА СЭВ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ульяновск (Баратаевка) |
Пункт назначения |
Ленинакан (Гюмри) |
Начальный пункт маршрута |
Ульяновск (Баратаевка) |
Конечный пункт маршрута |
Ленинакан (Гюмри) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа самолета явилась следствием следующих отклонений в действиях экипажа:
- ошибка в установке на барометрических высотомерах левого и правого пилотов давления аэродрома посадки (736 мм.рт.ст. вместо фактического 636 мм.рт.ст.), что привело к завышению показаний высотомеров на 1 100 м и снижению самолета ниже безопасной высоты в районе третьего разворота;
- неиспользования задатчиков радиовысотомеров "Опасная высота", что лишило экипаж дополнительной информации о нарушении заданной высоты полета;
- невыполнения рекомендаций РЛЭ Ил-76 по экстренному переводу самолета в набор высоты при срабатывании ССОС.
Указанные отклонения вызваны сочетанием следующих факторов:
- на левом пилотском кресле находился КВС-инструктор, который выполнял полет на горный аэродром Ленинакан впервые.
- на правом пилотском кресле находился пилот-слушатель, выполнявший первый полет на самолете Ил-76 после окончания теоретического курса обучения.
- проверяющий, являющийся старшим на борту, не обеспечил контроль за работой членов экипажа и не предотвратил их ошибочные действия;
- расположение пилотов исключало возможность активного вмешательства в управление;
- неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа, выраженное в невыдерживании горизонтального полета при установке значения давления аэродрома на эшелоне перехода, а также формальное выполнение операций по контрольной карте обязательных проверок;
- недостаточная профессиональная подготовка пилотов по экстренным действиям при срабатывании сигнализации опасного сближения с землей.
- предварительная подготовка к полету была проведена формально, что не позволило закрепить у членов экипажа четкие знания особенностей аэродрома и высот полета, установленных схемой захода на посадку.
Безответственное отношение проверяющего к своим служебным обязанностям явилось результатом отсутствия должного контроля за уровнем методической подготовки и дисциплины командно-летного состава в летно-методическом отделе Центра ГА СЭВ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|