Экипаж вертолета выполнял аварийно-спасательные работы (АСР) по оказанию помощи рыбакам, терпящим бедствие в море. Кроме экипажа на борту вертолета находилась группа спасателей в количестве 9 человек. В одном из заходов, в сторону терпящего бедствие баркаса, вертолет столкнулся с водной поверхностью и затонул. Второй пилот и 4 спасателя погибли.
Фактическая и прогнозируемая погода по маршруту и в районе работы соответствовала метеоминимуму командира ВС и не препятствовала выполнению задания. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
Экипаж имел допуск к ночным полетам и был подготовлен к выполнению поисковых и аварийно-спасательных работ только в дневное время. Допуск экипажа к выполнению АСР в ночное время был просрочен.
Вертолет был оборудован лебедкой с недостаточной грузоподъемностью (150 кг) для подъема двух человек, как того требует Руководство ПАСОП ГА-91 г. Кроме того, вертолет не был оборудован поисковыми фарами, в нарушение требований п.11.2.3. НПП ГА-85.
Начальник аэропорта Сочи принял решение о вылете дежурного вертолета на АСР по заявке начальника поисково-спасательной службы МЧС. При этом руководитель по АСР от аэропорта назначен не был, задача экипажу вертолета не ставилась, условия проведения АСР, соответствие подготовки экипажа и оборудования вертолета предполагаемым работам не анализировались.
Координация действий при аварийно-спасательных работах между авиапредприятием и другими организациями (МЧС, пограничной службой, местными органами управления, МВД) со стороны руководства авиапредприятия не производилась. О недостатках в организации поисковых и аварийно-спасательных работ в аэропорту Сочи свидетельствует и тот факт, что на борту вертолета, вопреки рекомендациям п.11.2.3 НПП ГА-85, вместо двух - трех человек находилось 9 спасателей, в чем не было необходимости, так как предполагалось оказание помощи четырем рыбакам.
В соответствии с требованиями п.2.2.2. Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов (РПАСОП-ГА-91) управление организацией АСР в районе ответственности предприятия ГА должно осуществляться руководителем предприятия через начальника службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), а непосредственное руководство возлагается на руководителя АСР, назначаемого из лиц командно-летного состава приказом руководителя предприятия ГА.
Фактически руководство поисково-спасательными работами непосредственно на месте осуществлял представитель МЧС.
Через 16 минут после взлета и полета на заданной высоте вертолет вышел к району расположения судна, терпящего бедствие. Ориентируясь на луч берегового прожектора пограничного поста, командир ВС с высоты 150 м приступил к снижению и гашению скорости. Скорость снижения составляла 2,5...3 м/сек. При повторном заходе, будучи уверенным в том, что заход выполняется против ветра, КВС не увеличивал режим работы двигателей, что необходимо было сделать при фактическом попутно-боковом ветре справа 6 м/сек.
По показаниям КВС при подходе к баркасу на высоте около 50 м он был ослеплен лучом берегового прожектора пограничного поста и полностью потерял контакт с водной поверхностью и приборами. Кроме того, начальник поисково-спасательного отряда МЧС, в нарушение требований командира ВС "Без команды ничего не делать," через открытую дверь грузовой кабины выпустил одну за другой четыре осветительные ракеты для освещения судна, которые также способствовали потере визуального контакта с водной поверхностью. Пытаясь прекратить снижение, КВС увеличил общий шаг несущего винта на 1...2 градуса, однако этого оказалось недостаточно и вертолет продолжал снижение до столкновения с водной поверхностью.
Установлено, что на борту вертолета имелось достаточное количество индивидуальных средств спасения, которые не использовались экипажем и спасателями. Объективно оценить действия экипажа на конечном этапе полета не представилось возможным из-за отсутствия информации о последних 10 секундах полета вследствие повреждения последнего участка пленки САРПП-12 Д1М.
|