|
|
|
Авария Ми-6А а/к Тюменьавиатранс близ Надыма |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 01 июля 1994 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, 38 км от Надыма
Тип ВС: Ми-6А
Регистрация ВС: RA-21040
Авиакомпания: Тюменьавиатранс
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Салехардского филиала а/к Тюменавиатранс выполнял транспортно-связной полет без груза и пассажиров по маршруту Салехард-Надым.
После взлета в 03:28 UTC в а/п Салехард экипаж взял курс на Надым, выполняя горизонтальный полет на высоте 500 м в простых метеоусловиях.
По показаниям экипажа, через несколько минут после входа в зону УВД а/п Надым в полете возник посторонний шум (скрежет) в районе левого двигателя, одновременно началась сильная вибрация вертолета. Показания указателя трансмиссии левого двигателя ИВ-200 превысили предельные значения. Сработало табло «Вибрация трансмиссии левого двигателя». Бортмеханик, оценив ситуацию, произвел выключение левого двигателя стоп-краном.
В это время вертолет уже находился на высоте 400 м со скоростью полета 195 км/ч.
Через 13 сек. после выключения двигателя сработала сигнализация «Пожар левого двигателя». КВС принял решение о немедленном выполнении вынужденной посадки и довернул вертолет вправо, против ветра. В момент начала пожара высота полета уменьшилась до 300 м, скорость составляла 180 км/ч, угол тангажа около 5°, обороты НВ – 99%.
В процессе маневра бортмеханик применил последовательно обе очереди включения системы пожаротушения, что не дало необходимого эффекта, пожар продолжался.
Приземление вертолета произошло без вертикальной перегрузки с незначительной скоростью, без крена с углом тангажа около 13°.
Выполнив операции по выключению правого двигателя и обесточиванию вертолета, экипаж благополучно покинул горящий вертолет. Попытки экипажа потушить пожар подручными средствами закончились безуспешно. Вертолет практически полностью был уничтожен огнем.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6А |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-21040 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
28.09.1976 |
Заводской номер ВС |
0604 |
Наработка ВС (часы) |
14152 |
Наработка ВС (циклы) |
16398 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Тюменьавиатранс |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Салехард |
Пункт назначения |
Надым |
Начальный пункт маршрута |
Салехард |
Конечный пункт маршрута |
Надым |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Осмотр элементов конструкции вертолета и его силовой установки на месте происшествия позволил сделать вывод, что пожар в воздухе возник в районе прохождения трансмиссии левого двигателя через выхлопную трубу, о чем свидетельствовали следы сгоревшего масла на корпусе наружной оболочки выхлопной трубы вокруг места крепления к ней цилиндрического кожуха трансмиссии.
При разборке корпуса выхлопной трубы и конструкции трансмиссии в условиях АТБ Надымского ОАО было выявлено разрушение корпуса трансмиссии по окружности в районе установки термопары переднего подшипника среднего вала.
После снятия корпуса было обнаружено полное разрушение (отсутствие на посадочном месте) переднего шарикоподшипника среднего вала.
Разрушение подшипника и последующее разрушение корпуса трансмиссии явилось причиной возникновения в полете сильной вибрации. Вытекание масла из разрушенного подшипника через разрушенный корпус и попадание его в зону высоких температур газовоздушного тракта двигателя привело к возникновению пожара на левом двигателе. Отсутствие непосредственно в этой зоне коммуникаций системы пожаротушения обусловило неэффективность ее применения экипажем.
За период с 1980 г при эксплуатации вертолетов Ми-6 (А) в ГА и ВВС зафиксировано более 35 случаев разрушения переднего подшипника трансмиссии. В 14 случаях в полете возникал пожар. 6 из этих случаев закончились полным уничтожением ВС огнем.
Проведенными исследованиями было установлено, что разрушение переднего подшипника происходит в результате воздействия на него нерасчетных нагрузок, обусловленных, прежде всего, работой трансмиссии в условиях недопустимых значений несоосности двигателей Д-25В и редуктора В-7.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: авиационное происшествие с вертолетом Ми-6А №21040 явилось следствием разрушения в полете переднего подшипника среднего вала трансмиссии левого двигателя и ее корпуса, в результате чего из-за воспламенения вытекающего масла в выхлопной трубе двигателя возник пожар, в процессе развития которого конструкция вертолета была уничтожена после выполнения экипажем вынужденной посадки.
Разрушение подшипника произошло вследствие его работы в условиях действия нерасчетных нагрузок, обусловленных, наиболее вероятно, эксплуатацией трансмиссии с превышением допустимой несоосности валов двигателя и редуктора из-за чрезмерной деформации планера в полете, что является известной особенностью конструкции вертолета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|