Экипаж выполнял почтово-грузовой рейс У-505. На борту находились 5 взрослых пассажиров, 4 члена экипажа, 1200 кг почты и 35 кг ручной клади. Взлетная масса самолета составляла 14 422 кг, центровка 18,3% САХ, что не выходило за установленные РЛЭ ограничения.
Во время предстартовой подготовки экипаж допустил поспешность и вместо установленного приказом МГА времени для запуска и технологических операций не менее 5 минут затратил 1 мин. 28 сек. Эти поспешные действия экипажа были вызваны неудовлетворительной организацией работы службы перевозок Ташкентского авиапредприятия, связанные с поздней загрузкой самолета почтой в 05:00 мск (06:00 мест. вр.) при вылете рейса У-505 по расписанию в 04:55.
Взлет производился ночью в ПМУ с левой ВПП с МК=77°. На предварительном старте экипаж выполнил проверку рулей управления, отклонив их не на полный ход, в нарушение РЛЭ. В 05:09:09 от РД №2 начал разбег самолет Ил-76 №76482. В 05:09:40 он прошел мимо РД №3 и вскоре произвел отрыв. В 05:09:47 экипаж запросил у диспетчера старта разрешение занять исполнительный старт от РД №3. На исполнительном старте КВС в нарушение РЛЭ произвел вывод двигателей на взлетный режим без остановки на ВПП. Взлет Як-40 №87618 производился в 05:10:24 вслед за взлетом самолета Ил-76 №76482 с интервалом (по докладам экипажей) в 1 мин. 15 сек. Положение стабилизатора соответствовало фактической центровке и составляло -4,5° (на кабрирование). На внешнюю связь после доклада о готовности к взлету экипаж не выходил. В момент начала разбега Як-40 самолет Ил-76 находился на высоте 150 м на удалении 3 300 м от него. В процессе разбега в 05:10:53 на Vпр=180 км/ч был произведен подъем носового колеса. Отрыв произведен на удалении 2 250 м от торца ВПП на Vпр=195 км/ч (что соответствует рекомендациям РЛЭ). Точка отрыва находилась на 50 м дальше точки отрыва Ил-76. После отрыва самолет был сбалансирован по всем трем каналам (тангаж, крен, курс). За 5,5 сек до начала особой ситуации убраны шасси. Интервал времени между отрывом Ил-76 и отрывом Як-40 составил 1 мин. 16 сек. В момент отрыва Як-40 самолет Ил-76 находился на высоте 480 м на удалении около 5 400 м от него. В процессе разбега и начального набора высоты отклонения органов управления и параметры движения были нормальными. В 05:11:04 на высоте 15-20 м на Vпр=230 км/ч и угле атаки 5-6° началось кренение самолета влево. Для парирования крена (12,5-13,5°) экипаж отклонил элероны от аэродинамической нейтрали за 1 сек. Несмотря на отклонение элеронов, крен продолжал интенсивно увеличиваться (с угловой скоростью 18-20°/сек). В момент начала кренения Як-40 самолет Ил-76 находился на удалении от него около 6 200 м на высоте 600 м. В процессе увеличения крена вертикальная перегрузка изменялась в пределах от 0,4 до 1,4 ед., отмечено отклонение руля высоты до 4° на кабрирование, руля направления до 7° вправо. Величина курса в течение 5 сек. составляла 73° с резким его изменением за последнюю секунду до 56°. За 1,2 сек. до отключения МСРП крен достиг 63°. Дальнейшее увеличение крена на МСРП не отмечается из-за выхода датчиков крена на упор. В 05:11:10 с креном (вероятно) более 70° самолет коснулся земли плоскостью крыла на Vпр=255 км/ч. В 05:11:15 на расстоянии 13,5 м от левого края ВПП самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Разброс обломков составил 244х67 м.
В момент отключения МСРП при столкновении с землей параметры полета самолета составляли: Vпр=250 км/ч, стабилизатор на кабрирование -2°, руль высоты 4° вверх, элероны -11° (штурвал вправо), левый крен более 63° (датчик крена на упоре), руль направления вправо на 7°, МК=56°, шасси убрано, закрылки на 20°, режим работы двигателей 98% (взлетный).
Фактическая погода в момент происшествия: облачность 6 баллов высотой 280 м, видимость 3 км, дым, дымка, ветер 190° 1 м/с.
|