Экипаж в составе КВС, проверяющего - и.о. командира звена, второго пилота и бортмеханика выполнял авиационные работы по ликвидации ледяных заторов на реке Инзер.
Левое пилотское кресло занимал КВС, правое - проверяющий, второй пилот находился в грузовой кабине с тремя взрывниками и представителем МЧС. Взлетная масса и центровка не выходили за установленные пределы.
В районе работ было произведено два захода для пробивания лунок в ледяном поле затора. Затем, после взрывов, экипаж выполнил заход для установки основных зарядов под лед.
По заявлению КВС, в процессе последнего захода после четвертого разворота активное пилотирование выполнял проверяющий. Во время загрузки лунки взрывчаткой вертолет находился в режиме висения на высоте 0,5-1м, что предусмотрено "Инструкцией по подготовке экипажей и выполнению полетов на вертолетах Ми-8 для проведения взрывных работ по ликвидации ледяных заторов на водных магистралях Российской Федерации", утвержденной 18.03.98г. заместителем УГНБП ФСВТ России.
Во время работы взрывника на льдине по закладке основных зарядов в лунку, при висении вертолета, курс изменялся в пределах 8 град. в течение 40 сек. Наиболее вероятно, для стабилизации вертолета по курсу экипаж уменьшил общий шаг винта и коснулся колесами шасси льдины, о чем свидетельствует тот факт, что регистрируемые параметры по курсу, крену и тангажу пришли в устойчивое состояние. В дальнейшем, в течение 5 минут 50 секунд происходило плавное уменьшение общего шага винта с 8 град. до 4 град. и появление разовой команды "обжатие стойки шасси". Через 23 сек после прохождения этой разовой команды произошло проваливание вертолета правой опорой шасси под лед, о чем свидетельствует увеличение правого крена до 9 град. и угла тангажа на кабрирование до 9 град. Рулевой винт коснулся ледовой поверхности затора и разрушился. Аварийная ситуация развивалась скоротечно, в пределах 4-5 секунд.
Согласно расшифровки самописца, в момент проваливания вертолета, пилоты пытались удержать вертолет от разворота вправо дачей левой ноги и от проваливания увеличением общего шага винта с 4 град. до 9 град. и далее до 12 град.
Резкое увеличение общего шага ПВ способствовало освобождению стоек шасси из ледовой полыньи, но при разрушенном рулевом винте и отклоненной левой педали возник сильный разворачивающий момент влево с левым креном до 25 град., в процессе которого лопасти НВ столкнулись с ледовой поверхностью и разрушились. Вертолет опрокинулся на левый борт, проломил лед и частично затонул.
Шесть человек, получившие травмы различной степени тяжести, смогли покинуть затопленный вертолет. Проверяющий и взрывник утонули.
|