|
|
|
Катастрофа Ми-8Т Стрежевского авиапредприятия в Александровском районе Томской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 января 1999 г.
Время: 10:29
Страна: Россия
Место происшествия: Томская область, близ села Назино, Александровский район
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-24696
Авиакомпания: Стрежевское авиапредприятие
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял транспортно-связной полет по заявке компании "Томскнефть" по маршруту: Стрежевой - "2-й км" - "Чкаловское". На борту вертолета находились четыре пассажира и 100 кг груза. В полете, на высоте ниже безопасной произошло столкновение вертолета с землей. Вертолет полностью разрушился. Бортмеханик и один пассажир погибли, остальные члены экипажа и пассажиры получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Фактическая и прогнозируемая погода не препятствовали выполнению полетного задания. Центровка составляла +136 мм, взлетная масса вертолета - 10500 кг, что не выходило за пределы допустимых значений. Экипаж выполнил перелет с аэродрома Стрежевой на площадку "2-й км" для загрузки вертолета. Без выключения двигателей экипаж принял на борт четыре пассажира и 100 кг груза, после чего произвел взлет и на высоте 150 метров вместо установленной 200 м выполнял полет на площадку "Чкаловское".
В полете бортмеханик доложил: "За 30 минут осмотрена грузовая кабина, системы герметичны, посторонних шумов нет".
Через 57 секунд после доклада бортмеханика произошло прекращение регистрации параметров полета системой САРПП-12ДМ и ее обесточивание. Вероятной причиной прекращения регистрации параметров САРПП-12ДМ явилось преднамеренное выключение АЭС ГК-10 "САРПП" экипажем. При этом за 24 сек. до обесточивания системы шаг НВ был уменьшен с 7,5 град. до 4 град, угол тангажа изменился от -1 град. до +3 град, левый крен увеличился от 2 град. до 8 град, уменьшилась приборная скорость полета вертолета. Речевой информации в этот момент и далее на бортовом магнитофоне МС-61 не зарегистрировано. Речевой информатор РИ-65 в процессе всего полета в работу экипажем не включался.
После обесточивания САРПП-12ДМ через 4 мин.33 сек., в полете магнитофон МС-61 зарегистрировал сигнал "Опасная высота" радиовысотомера РВ-3 продолжительностью 9 сек. Индекс опасной высоты на указателе РВ-3 был выставлен на деление шкалы 90 м.
Бортовой магнитофон МС-61 прекратил регистрацию информации после обесточивания САРПП-12ДМ через 6 мин. 37 сек.
Из показаний оставшихся в живых членов экипажа следует, что активное пилотирование осуществлял КВС на высоте 150-200 метров со скоростью 220-230 к/час в горизонтальном полете, когда произошел рывок вертолета, сопровождавшийся тряской и появлением постороннего шума непонятного характера, после чего вертолет стал резко снижаться и столкнулся с землей.
Комиссией установлено, что до момента столкновения вертолета с землей, силовая установка и системы были исправны и работоспособны.
Судебная медико-трассологическая экспертиза установила, что в момент столкновения с землей вертолета Ми-8Т RA-24696 на его левом пилотском кресле находился пассажир, на правом - второй пилот, бортмеханик занимал штатное рабочее место в пилотской кабине. Командир ВС, вероятно, в пилотской кабине не находился. Это подтверждается тем, что КВС имел повреждения теменно-затылочной области в виде мелких ран. Повреждения на лице, передней поверхности туловища и нижних конечностей отсутствовали. Все члены экипажа и пассажиры в полете привязными ремнями пристегнуты не были.
Из-за отсутствия информации бортовых средств объективного контроля не представилось возможным установить, какие действия органами управления ВС пассажира или 2-го пилота при полете в непосредственной близости от земли привели к столкновению вертолета с земной поверхностью.
Экипаж самовольно изменил установленный маршрут полета для организации незаконной охоты.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
3 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-24696 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1981 |
Заводской номер ВС |
98103218 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Стрежевское авиапредприятие |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Стрежевой |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Стрежевой |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
При проверке ОЛР были вскрыты грубые нарушения при выполнении полетов экипажами, в том числе и данным экипажем.
Так 04.01.99 г. и 28.01.99 г. при выполнении транспортно-связного полета экипаж Ми-8 КВС допускал неоднократные снижения, непредусмотренные заданием, до высоты ниже 50 метров, гашение скорости полета менее 60 км/час, при этом выполнялись крены до 20 град, изменение тангажа на кабрирование до +11 град. Такой характер полета по манере пилотирования может быть сопоставим с полетом по отстрелу диких животных с воздуха. Вскрыто нарушение в отчете о рейсе за 04.01.99 г., где оформлено 11 полетов, а при расшифровке САРПП-12ДМ установлено, что было выполнено 15 полетов.
Отсутствие контроля со стороны командно-летного состава за полетами экипажей по средствам объективного контроля, породило у них чувство безнаказанности за допущенные нарушения, способствовало недисциплинированности, нарушениям технологии работы. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24696 произошла по причине недисциплинированности экипажа, выполнения полета, не предусмотренного заданием, на недопустимо малой высоте при отсутствии командира ВС на своем рабочем месте и нахождении на нем постороннего лица, не имеющего права его занимать, что привело к столкновению вертолета с землей.
Нарушение стало возможным в результате отсутствия должного контроля за выполнением полетов со стороны командно-летного состава Стрежевского летного отряда. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|