Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к Мурманские авиалинии на о-ве Вайгач
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 марта 1999 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Архангельская область, 5 км южнее пос. Варнек, о. Вайгач
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-14093
Авиакомпания:  Мурманские авиалинии
 


Описание
    Экипаж вертолета, базировавшегося на атомном ледоколе "Россия", выполнял полет на ледовую авиаразведку по заявке капитана ледокола. В нарушение требований п.п. 2.4.1 и 5.5.1 (02) РЛЭ Ми-2 экипаж состоял из двух человек (КВС и бортоператор-гидролог) вместо трех, без штурмана (второго пилота).
    Прогноза погоды по району выполнения задания экипаж не имел, разрешение на выполнение полетов от Амдерминского РЦ ЕС УВД не поступило. Несмотря на это, с попустительства и.о. командира звена, находящегося на ледоколе, командир вертолета, в нарушение требований п.п. 5.5.1 НПП ГА-85, принял решение на вылет. Согласно п. 10.8.3 НПП ГА-85 КВС не имел права принимать решение на выполнение задания по фактической погоде из-за малого самостоятельного налета на вертолетах, который составлял 1231 час, вместо требуемых 2000 часов.
    Случаи выполнения ледовой авиаразведки без прогноза погоды и без разрешения УВД отмечались и ранее, что свидетельствует о неудовлетворительной организации выполнения полетов вертолетов с площадок морских судов со стороны руководства авиакомпании "Мурманские авиалинии", меры по предотвращению подобных случаев не принимались.
    Перед взлетом, в нарушение п. 7.7.1 (3) РЛЭ Ми-2 на указателе высоты радиовысотомера РВ-3 не было установлено значение заданной опасной высоты полета.
    Анализ маршрута по сохранившемуся прибору GPS (система спутниковой навигации) показал, что после взлета маршрут полета до выхода из пролива Югорский Шар в Баренцево море проходил по определенному капитаном маршруту движения ледокола. В дальнейшем экипаж выполнял полет с произвольными курсами, доклада об изменении маршрута на судовом магнитофоне не зафиксировано.
    Анализ синоптической обстановки в районе полета вертолета показал, что экипаж выполнял полет навстречу теплому фронту с ухудшающимися метеоусловиями. Предположительно, встретив значительное ухудшение метеоусловий, командир вертолета выполнил разворот на 180 град. для следования на ледокол. Через некоторое время был взят курс в направлении поселка Варнек, где имелась посадочная площадка, расположение которой знал бортоператор-гидролог. Возможно, экипаж, из-за резкого ухудшения метеоусловий, принял решение произвести посадку на данной площадке.
    В условиях белизны подстилающей поверхности и ограниченной видимости командир вертолета, наиболее вероятно, упустил контроль за высотой полета и пространственным положением вертолета. В 5 км от н.п. Варнек вертолет с левым креном до 35 град., большой поступательной скоростью и незначительной вертикальной, столкнулся с поверхностью льда и разрушился, оба члена экипажа погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-14093
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1988
Заводской номер ВС 5210702078
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Мурманские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Действия спасательных служб     Поисково-спасательные работы были организованы неудовлетворительно. Старший вахтенный помощник капитана ледокола об отсутствии связи с вертолетом доложил капитану только через 4 часа после вылета. Без доклада в РЦ ЕС УВД капитаном ледокола было принято решение о самостоятельном поиске вертолета. После безуспешных поисков в течение 12 часов было доложено в Мурманское морское пароходство и в АДП аэропорта Амдерма о потере связи с вертолетом.
Выявленные при расследовании недостатки     При проведении расследований катастрофы выявлены серьезные недостатки в организации и выполнении полетов вертолетов с базированием на посадочных площадках морских судов.
    Подготовка командира вертолета к полетам с борта морского судна в нарушение ППЛС В-92 проведена при положении корабля "на стопе", вместо взлетов и посадок с борта корабля, находящегося "в движении". Проверка техники пилотирования в производственных условиях командира вертолета пилотом-инструктором выполнена на вертолете с одним управлением.
    В нарушение требований п. 8.1.11.4 НПП ГА-85 на вертолетах, выполняющих полеты в Арктике, отсутствуют радиобуи, вертолеты не имеют специальной окраски.
    Анализ состояния безопасности полетов свидетельствует о серьезных недостатках в работе командно-летного состава авиакомпании "Мурманские авиалинии" по обеспечению безопасности полетов, а также о снижении контроля за деятельностью авиакомпании со стороны руководства Северо-Западного территориального управления ФСВТ России. Так, за 12 дней до катастрофы вертолета комиссией Северо-западного территориального управления ФСВТ России была проведена инспекционная проверка авиакомпании "Мурманские авиалинии". Комиссия не выявила недостатков в деятельности авиакомпании в вопросах обеспечения безопасности полетов, из чего следует вывод о том, что проверка проведена формально.
    За период 1997-99 г.г. в Северо-Западном территориальном управлении ФСВТ России произошло 5 авиационных происшествий (1 катастрофа, 4 аварии), из них в авиакомпании "Мурманские авиалинии" - 1 катастрофа и 1 авария.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа вертолета Ми-2 RA-14093 произошла, наиболее вероятно, вследствие потери пилотом пространственного положения при попадании в сложные метеоусловия и явилась результатом сочетания следующих неблагоприятных факторов:
    - неудовлетворительной организации подготовки к полетам на ледовую авиаразведку в авиакомпании "Мурманские авиалинии" при отсутствии контроля со стороны командно-руководящего состава Северо-Западного территориального управления ФСВТ России, следствием чего явилось комплектование экипажа, в нарушение требований п.п. 2.4.1 и 5.5.1 (02) РЛЭ Ми-2, без штурмана (второго пилота), приведшее к существенному увеличению нагрузки на одного пилота при попадании в ухудшенные метеоусловия, требующие большого объема внимания;
    - санкционирования и.о. командира звена выполнения полета без прогноза погоды и соответствующего обеспечения полета органами УВД, что явилось нарушением требований п.п. 5.5.1 и 10.1.9 НПП ГА-85;
    - несвоевременного выполнения требований п.п. 5.3.11 и 10.8.3 НПП ГА-85 о прекращении выполнения задания при ухудшении метеоусловий;
    - невыполнения требований п. 7.7.1 (3) РЛЭ Ми-2 по установке на указателе высоты радиовысотомера РВ-3 значения заданной опасной высоты полета перед взлетом.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.