|
|
|
Катастрофа Ми-2 а/к Мурманские авиалинии на о-ве Вайгач |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 марта 1999 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Архангельская область, 5 км южнее пос. Варнек, о. Вайгач
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-14093
Авиакомпания: Мурманские авиалинии
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета, базировавшегося на атомном ледоколе "Россия", выполнял полет на ледовую авиаразведку по заявке капитана ледокола. В нарушение требований п.п. 2.4.1 и 5.5.1 (02) РЛЭ Ми-2 экипаж состоял из двух человек (КВС и бортоператор-гидролог) вместо трех, без штурмана (второго пилота).
Прогноза погоды по району выполнения задания экипаж не имел, разрешение на выполнение полетов от Амдерминского РЦ ЕС УВД не поступило. Несмотря на это, с попустительства и.о. командира звена, находящегося на ледоколе, командир вертолета, в нарушение требований п.п. 5.5.1 НПП ГА-85, принял решение на вылет. Согласно п. 10.8.3 НПП ГА-85 КВС не имел права принимать решение на выполнение задания по фактической погоде из-за малого самостоятельного налета на вертолетах, который составлял 1231 час, вместо требуемых 2000 часов.
Случаи выполнения ледовой авиаразведки без прогноза погоды и без разрешения УВД отмечались и ранее, что свидетельствует о неудовлетворительной организации выполнения полетов вертолетов с площадок морских судов со стороны руководства авиакомпании "Мурманские авиалинии", меры по предотвращению подобных случаев не принимались.
Перед взлетом, в нарушение п. 7.7.1 (3) РЛЭ Ми-2 на указателе высоты радиовысотомера РВ-3 не было установлено значение заданной опасной высоты полета.
Анализ маршрута по сохранившемуся прибору GPS (система спутниковой навигации) показал, что после взлета маршрут полета до выхода из пролива Югорский Шар в Баренцево море проходил по определенному капитаном маршруту движения ледокола. В дальнейшем экипаж выполнял полет с произвольными курсами, доклада об изменении маршрута на судовом магнитофоне не зафиксировано.
Анализ синоптической обстановки в районе полета вертолета показал, что экипаж выполнял полет навстречу теплому фронту с ухудшающимися метеоусловиями. Предположительно, встретив значительное ухудшение метеоусловий, командир вертолета выполнил разворот на 180 град. для следования на ледокол. Через некоторое время был взят курс в направлении поселка Варнек, где имелась посадочная площадка, расположение которой знал бортоператор-гидролог. Возможно, экипаж, из-за резкого ухудшения метеоусловий, принял решение произвести посадку на данной площадке.
В условиях белизны подстилающей поверхности и ограниченной видимости командир вертолета, наиболее вероятно, упустил контроль за высотой полета и пространственным положением вертолета. В 5 км от н.п. Варнек вертолет с левым креном до 35 град., большой поступательной скоростью и незначительной вертикальной, столкнулся с поверхностью льда и разрушился, оба члена экипажа погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-14093 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1988 |
Заводской номер ВС |
5210702078 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Мурманские авиалинии |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Действия спасательных служб |
Поисково-спасательные работы были организованы неудовлетворительно. Старший вахтенный помощник капитана ледокола об отсутствии связи с вертолетом доложил капитану только через 4 часа после вылета. Без доклада в РЦ ЕС УВД капитаном ледокола было принято решение о самостоятельном поиске вертолета. После безуспешных поисков в течение 12 часов было доложено в Мурманское морское пароходство и в АДП аэропорта Амдерма о потере связи с вертолетом. |
Выявленные при расследовании недостатки |
При проведении расследований катастрофы выявлены серьезные недостатки в организации и выполнении полетов вертолетов с базированием на посадочных площадках морских судов.
Подготовка командира вертолета к полетам с борта морского судна в нарушение ППЛС В-92 проведена при положении корабля "на стопе", вместо взлетов и посадок с борта корабля, находящегося "в движении". Проверка техники пилотирования в производственных условиях командира вертолета пилотом-инструктором выполнена на вертолете с одним управлением.
В нарушение требований п. 8.1.11.4 НПП ГА-85 на вертолетах, выполняющих полеты в Арктике, отсутствуют радиобуи, вертолеты не имеют специальной окраски.
Анализ состояния безопасности полетов свидетельствует о серьезных недостатках в работе командно-летного состава авиакомпании "Мурманские авиалинии" по обеспечению безопасности полетов, а также о снижении контроля за деятельностью авиакомпании со стороны руководства Северо-Западного территориального управления ФСВТ России. Так, за 12 дней до катастрофы вертолета комиссией Северо-западного территориального управления ФСВТ России была проведена инспекционная проверка авиакомпании "Мурманские авиалинии". Комиссия не выявила недостатков в деятельности авиакомпании в вопросах обеспечения безопасности полетов, из чего следует вывод о том, что проверка проведена формально.
За период 1997-99 г.г. в Северо-Западном территориальном управлении ФСВТ России произошло 5 авиационных происшествий (1 катастрофа, 4 аварии), из них в авиакомпании "Мурманские авиалинии" - 1 катастрофа и 1 авария. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа вертолета Ми-2 RA-14093 произошла, наиболее вероятно, вследствие потери пилотом пространственного положения при попадании в сложные метеоусловия и явилась результатом сочетания следующих неблагоприятных факторов:
- неудовлетворительной организации подготовки к полетам на ледовую авиаразведку в авиакомпании "Мурманские авиалинии" при отсутствии контроля со стороны командно-руководящего состава Северо-Западного территориального управления ФСВТ России, следствием чего явилось комплектование экипажа, в нарушение требований п.п. 2.4.1 и 5.5.1 (02) РЛЭ Ми-2, без штурмана (второго пилота), приведшее к существенному увеличению нагрузки на одного пилота при попадании в ухудшенные метеоусловия, требующие большого объема внимания;
- санкционирования и.о. командира звена выполнения полета без прогноза погоды и соответствующего обеспечения полета органами УВД, что явилось нарушением требований п.п. 5.5.1 и 10.1.9 НПП ГА-85;
- несвоевременного выполнения требований п.п. 5.3.11 и 10.8.3 НПП ГА-85 о прекращении выполнения задания при ухудшении метеоусловий;
- невыполнения требований п. 7.7.1 (3) РЛЭ Ми-2 по установке на указателе высоты радиовысотомера РВ-3 значения заданной опасной высоты полета перед взлетом. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|