|
|
|
Катастрофа Ми-2 Уфимского АСТК РОСТО в Ишимбайском районе Башкирии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 декабря 1994 г.
Страна: Россия
Место происшествия: республика Башкортостан, близ дер. Канакаево, Ишимбайский район
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: б/н
Авиакомпания: РОСТО, Уфимский АСТК
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета выполнял полет из Стерлитамака в деревню Ялтрань Ишимбайского района. По свидетельству экипажа АП произошло примерно через 20 минут после взлета в результате отказа правого двигателя в горизонтальном полете на высоте порядка 100 метров. При выполнении посадки с коротким пробегом на заснеженное поле (по результатам замера высота снежного покрова 50 см) ВС столкнулось правой стойкой с поверхностью земли и разрушилось. Двое из трех находившихся на борту пассажиров погибли, члены экипажа получили травмы различной степени тяжести.
Отказ двигателя определялся на основании изменения параметров температуры и давления масла, однако точных данных члены экипажа назвать не смогли, сославшись на то, что лицевые части приборов были покрыты ледяной коркой.
В процессе расследования установлено, что столкновение произошло при управляемом полете на высоте менее безопасной и с большой скоростью (100 км/ч) через 4 минуты после взлета. ВС находилось при этом в правом крене порядка 30°. Установлено также, что вылет произведен, наиболее вероятно, с целью охоты при погоде ниже установленного минимума, горизонтальная видимость в низинах не превышала 500 м. Двигатели вертолета были работоспособны и продолжали работать некоторое время после столкновения ВС с землей.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
4 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
б/н |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
546734070 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Нелегальный |
Авиакомпания |
РОСТО, Уфимский АСТК |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Стерлитамак |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Стерлитамак |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия по расследованию АП столкнулась со значительными трудностями в оценке принадлежности ВС. КВС использовал свидетельство эксплуатанта, выданное ТОО «МАП-АЭРО». Установлено, что вертолет Ми-2, потерпевший катастрофу 04.12.94 г., не принадлежит ТОО "МАП-АЭРО". Данное авиапредприятие вертолетов Ми-2 не имеет, вертолет был получен на авиаремонтном заводе КВС по доверенности, с оплатой из средств "Агропромышленного концерна Восток" (г.Стерлитамак). В процессе эксплуатации в Коломенском АТСК вертолет имел номер 30. По личному распоряжению КВС на вертолет был нанесен бортовой номер 23639. При этом, в нарушение правил государственной регистрации ВС РФ, вертолет зарегистрирован в госреестре не был.
Свидетельство пилота ГА было получено КВС в ноябре 1994 г. взамен действующего свидетельства пилота ДОСААФ первого класса, но по состоянию на день АП тренировок по программе ГА он не проходил. Являясь одновременно сотрудником "АПК Восток",он использовал связи в системе РОСТО Башкортостана и базировался на аэродроме АТСК УМПО, используя вертолет в качестве личной собственности, прикрывая свою деятельность "Свидетельством эксплуатанта" "МАП-АЭРО".
Техническое обслуживание ВС в соответствии с требованиями ГА не проводилось, к эксплуатации в осенне-зимний период вертолет подготовлен не был. Борттехником был оформлен пилот ГА 3-го класса, не имевший соответствующей подготовки и допуска для обслуживания вертолета Ми-2. О качестве подготовки к эксплуатации ВС говорит и такой факт: за сравнительно короткий срок эксплуатации вертолета командиром ВС была произведена замена одного двигателя и комплекта лопастей НВ. Работы производились сотрудниками Уфимского вертолетного училища ВВС.
КВС (в прошлом военный летчик) в полетных заданиях указывал минимум 100х1000, не подтвержденный с 1976 года, имея печать "МАП-АЭРО", вносил сведения о налете за собственной подписью и даже самовольно внес запись о присвоении квалификации пилота ГА второго класса.
Переоценка КВС своих профессиональных возможностей, игнорирование им требований нормативных документов и регламентирующих документов ГА закономерно привели к авиационному происшествию.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП явилось низкий уровень профессиональной подготовки и личная недисциплинированность КВС, выполнявшего полет без полетного задания, на высоте ниже безопасной, в условиях ограниченной видимости и белизны, исключающих полет по ПВП, что привело к потере КВС пространственного положения и столкновению с землей при сочетании следующих факторов:
• неправильная оценка КВС пространственного положения;
• неправильная оценка высоты;
• неправильная оценка метеообстановки;
• полет на несанкционированной малой высоте;
• незнание КВС района выполнения полетов;
• выполнение полета без соответствующего опыта (подготовки);
• несвоевременное манипулирование органами управления;
• не выполнены операции по подготовке к работе пилотажно-навигационного оборудования.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|