Выполнялись аэродромные тренировочные полеты по отработке упражнений по висению и маневрированию с КВС-стажерами конвеерным методом без выключения трансмиссии при смене обучаемых. При занятии левого пилотского сидения очередным КВС-стажером, пилот-инструктор произвел регулировку положения педалей ножного управления стажера для удобства пилотирования вертолета, для чего ему было необходимо расстегнуть привязной ремень и снять правую ручку циклического шага винта со стопора для ее складывания. Сразу же после регулировки педалей была дана команда пилоту-стажеру на взлет и выполнение висения, при этом пилот-инструктор не проверил установку своей ручки циклического шага на фиксатор. В процессе висения на высоте 3-4 м вертолет сместился за пределы тренировочного квадрата, отмеченного флажками. Для устранения данного смещения пилот-инструктор, после предупреждения стажера, взял управление на себя. Для перемещения вертолета назад пилот-инструктор взял ручку циклического шага винта "на себя". Вертолет получил тенденцию для смещения назад к центру квадрата с одновременным созданием кабрирующего момента. Для прекращения смещения вертолета назад и парирования увеличения тангажа, пилот-инструктор отдал ручку управления циклическим шагом "от себя". Ручка циклического шага, неустановленная на фиксатор, имеет свободный ход к перемещению вперед, при котором вертолет не получает управляющего момента в продольном управлении, вследствие чего вертолет продолжал увеличивать положительный угол тангажа. Пилот-инструктор, поняв причину поведения вертолета, перемещением вперед на рабочем кресле попытался левой рукой установить ручку циклического шага на фиксатор. Из-за малого запаса высоты и скоротечности развития события произошло касание рулевым винтом за землю и его разрушение. При разрушении рулевого винта и работе двигателей и несущего винта, вертолет развернулся влево с развитием правого крена. Под действием разворачивающего момента и центробежных сил, непристегнутый привязными ремнями пилот-инструктор локтем правой руки уперся в борт в районе ручки открытия двери, в результате чего дверь пилотской кабины открылась, т.к. не была установлена на фиксатор. При дальнейшем вращении вертолета и нарастающем действии центробежных сил пилота-инструктора выбросило из кабины. В результате падения вертолета и дальнейшего его вращения на земле, обломками несущего винта пилот-инструктор получил смертельную травму. Скоротечность развития ситуации и отсутствие опыта у КВС-стажера не позволило вмешаться в управление и предотвратить исход авиационного происшествия.
|