|
|
|
Катастрофа Ту-154Б-2 а/к Когалымавиа в аэропорту Сургут |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 января 2011 г.
Время: 15:00
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Сургут
Тип ВС: Ту-154Б-2
Регистрация ВС: RA-85588
Авиакомпания: Когалымавиа (Metrojet)
Рейс: 348
|
|
|
|
|
Описание |
После принятия решения на вылет экипаж приступил к запуску двигателей. Запуск двигателей № 1 и № 2 производился во время буксировки тягачом на рулежной дорожке. Запуск двигателя № 3 производился после установки ВС на стояночный тормоз. В процессе запуска двигателей замечаний не было. После выхода двигателей на режим «Малый газ» было произведено подключение генераторов на бортовую сеть. Экипажем был определен следующий порядок включения генераторов на сети: генератор Г2, генератор Г1, генератор Г3. Между 15:00:36 и 15:00:39 в правой панели генераторов (в районе 62-64 шпангоутов) возникло возгорание. Сидевшие на последних рядах второго салона члены резервного экипажа (10 человек) и другие пассажиры услышали треск и увидели начавшееся искрение и задымление, которое быстро усиливалось. В пассажирском салоне возникла паника и неразбериха. Членами резервного экипажа и другими пассажирами были открыты часть аварийных люков и двери (всего открыты 8 из 10 аварийных выходов). У дверей и люков возникла давка. Две из четырех бортпроводниц были вытолкнуты пассажирами наружу и в дальнейшей эвакуации участия не принимали. Паника усугублялась наличием густого дыма и отсутствием освещения. Из шести аварийных трапов был выброшен и приведен в рабочее состояние только один (передней двери по левому борту). Экипаж обнаружил возникновение особой ситуации на борту в 15:00:48, когда бортинженер заметил загорание двух красных ламп, свидетельствующих об отказе генераторов №2 и №3. В 15:00:57 КВС дал команду на выключение двигателей. Примерно в 15:01:00 бортпроводница доложила экипажу о пожаре и панике в пассажирском салоне. Выключение всех трёх двигателей осуществлено в 15:01:05 прекращением подачи топлива: переводом рычагов останова двигателей в положение «Стоп». Выключив двигатели, бортинженер вышел в салон, выбросил аварийный трап слева по борту, после чего вернулся в кабину, выключил ВСУ и предпринял попытку обесточивания ВС, но из-за черного густого дыма в пилотской кабине ничего не было видно. В это же время штурман по команде КВС покинул кабину экипажа, но был блокирован потоком людей в районе двери в пилотскую кабину и пытался направлять пассажиров к выходу на аварийный трап. Оказав помощь нескольким пассажирам в эвакуации, он покинул ВС по этому трапу. КВС и второй пилот были блокированы в пилотской кабине. После того, как напор пассажиров уменьшился, по команде КВС бортинженер и второй пилот ползком покинули пилотскую кабину, скатились по трапу, принимали пассажиров и помогали отводить их от самолета. КВС также ползком на ощупь проверил пол в вестибюле и в начале первого салона, после чего покинул ВС. Вследствие вышеперечисленных причин эвакуация заняла около трех минут при нормативе 90 сек. Трое пассажиров, получивших отравление продуктами горения, не смогли покинуть борт и погибли. 27 пассажиров и 5 членов экипажа тяжело пострадали, получив травмы, отравления продуктами горения и ожоги. Еще 22 пассажира и 3 члена экипажа легко пострадали. Остальные пассажиры невредимы. В 15:04 расчеты аварийно-спасательного отряда а/п Сургут прибыли на место происшествия и приступили к тушению пожара. Предпринятые ими меры оказались неэффективными. К 15:31 самолет был полностью разрушен. Пожар ликвидирован в 15:46. ВС полностью выгорело до 67 шпангоута. Не сгорели обе ОЧК и двигатели.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
0 |
Пассажиры |
126 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-154Б-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-85588 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
25.10.1983 |
Заводской номер ВС |
83A588 |
Наработка ВС (часы) |
32354 |
Наработка ВС (циклы) |
13147 |
Силовая установка |
А82У124232 А822212016 А82У134235 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
348 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Когалымавиа (Metrojet) |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Сургут |
Пункт назначения |
Москва (Домодедово) |
Начальный пункт маршрута |
Сургут |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Домодедово) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено: у силовых контакторов включения генераторов в сети, имевших большую безремонтную наработку, состояние контактных групп ухудшилось до неудовлетворительного. При каждой коммутации происходило частичное расплавление материала контактов, нагрев деталей, в том числе и текстолитовых вставок подвижных шинок. Периодический нагрев текстолитовых деталей мог привести к локальной термоокислительной деструкции их материала, уменьшению его прочности. В сложившейся ситуации при включении генераторов на свои сети были дополнительно включены в нагрузку мощные электромеханизмы перекладки стабилизатора и выпуска закрылков и предкрылков, другое оборудование, что еще больше осложнило коммутирование контактов. Вероятно, вследствие особенностей схемного решения дополнительное негативное влияние оказала и возможность включения генератора Г2 на сеть без задержки времени. Тем самым не обеспечивалась бездуговая коммутация силовой цепи контактора. Сваривание нормально-замкнутых (НЗ) контактов одного из двух контакторов включения в сеть или генератора №2 или №3, разрушение при этом текстолитовых диэлектриков подвижных шинок НЗ контактов при срабатывании контактора, привело к одновременному замыканию НЗ и нормально-разомкнутых (НР) контактов, что стало причиной нештатного включения генераторов (либо №2 и ВСУ, либо №2 и №3) на параллельную работу. Уравнительные токи, возникшие в фидерах вследствие невыполнения условий включения синхронных генераторов переменного тока на параллельную работу, практически мгновенно расплавили в области с минимальным сечением контактные и клеммовые винты контакторов и вырвали со своих мест наконечники силовых проводов и шины. Беспорядочно разлетающиеся уже оголенные от воздействия высокой температуры провода и шины, возможно, еще имеющие связь с источниками тока, породили мощные короткие замыкания и, как следствие, пожар. Это и наблюдалось в правой панели генераторов. Защитная аппаратура в виде автоматов типа АЗ3 получила электрические повреждения и, наверняка, сработала на разрыв цепей, но предотвратить все повреждения не могла.
Таким образом, источником пожара на самолете является разрушение электрических соединений в правой панели генераторов из-за нештатного включения генераторов на параллельную работу вследствие сваривания контактных групп НЗ контактов контактора типа ТКС233ДОД по причине их неудовлетворительного состояния, наступившего в процессе длительной безремонтной эксплуатации. Это подтверждается:
а) неудовлетворительным техническим состоянием коммутационных и защитных аппаратов самолета-аналога с наработкой не менее 11880 циклов;
б) особенностями построения системы распределения электрической энергии переменного тока самолета Ту-154Б-2, не препятствующими нештатному включению на параллельную работу генераторов без выполнения условий включения генераторов переменного тока на параллельную работу через неисправные трехцепевые переключающие контакторы типа ТКС233ДОД;
в) имеющимися на элементах конструкции контакторов ТКС233ДОД повреждениями, полученными до начала наземного пожара. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с самолетом Ту-154Б-2 RA 85588 произошло в результате возникновения пожара в правой панели генераторов, расположенной между шпангоутами 62…64 в салоне самолета.
Причиной возникновения пожара на борту самолета Ту-154-Б2 RA-85588 явилось возникновение электрической дуги, наиболее вероятно, из-за нештатного несинхронизированного включения двух генераторов ГТ40ПЧ6-2С на параллельную работу при их включении на сети после запуска двигателей и выхода на режим малого газа, приведшее к протеканию уравнительных токов, достигающих 10…12 – кратной величины номинального тока генератора.
Нештатное несинхронизированное включение генераторов на параллельную работу могло быть следствием сочетания следующих факторов:
- неудовлетворительное техническое состояние контактных групп контакторов ТКС233ДОД включения основных генераторов на сеть, поврежденных в результате длительной безремонтной эксплуатации (Регламентом технического обслуживания и Перечнем обязательных работ при выполнении капитального ремонта самолета типа Ту-154Б-2 разборка, соответствующий контроль и восстановление технического состояния коммутационной аппаратуры не предусмотрены), что при сваривании нормально разомкнутых контактов и разрушении текстолитовых диэлектриков вставок шинок подвижных нормально-замкнутых контактов, при подаче напряжения на обмотку управления контактора ТКС233ДОД приводит к одновременному замыканию НР и НЗ силовых контактов;
- отличие в схеме включения на сеть генератора Г2 по сравнению с генераторами Г1 и Г3. При установке переключателя 3ППНТК из положения «Проверка» в положение «Включение» без выдержки времени в нейтральном положении, включение генератора Г2 осуществляется без задержки времени, что приводит к повышенному износу силовых нормально-замкнутых контактов контактора ТКС233ДОД;
- особенности схемного решения системы распределения электрической энергии переменного тока самолета Ту-154Б-2, обеспечивающей подачу электрической энергии от генератора ГТ40ПЧ6-2С ВСУ и генераторов ГТ40ПЧ6-2С основных авиадвигателей на разомкнутые контакты контакторов включения генераторов на сеть.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|