Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-154Б-2 а/к Когалымавиа в аэропорту Сургут
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 января 2011 г.
Время:  15:00
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Сургут
Тип ВС:  Ту-154Б-2
Регистрация ВС:  RA-85588
Авиакомпания:  Когалымавиа (Metrojet)
Рейс:  348
 


Описание
    После принятия решения на вылет экипаж приступил к запуску двигателей. Запуск двигателей № 1 и № 2 производился во время буксировки тягачом на рулежной дорожке. Запуск двигателя № 3 производился после установки ВС на стояночный тормоз. В процессе запуска двигателей замечаний не было. После выхода двигателей на режим «Малый газ» было произведено подключение генераторов на бортовую сеть. Экипажем был определен следующий порядок включения генераторов на сети: генератор Г2, генератор Г1, генератор Г3. Между 15:00:36 и 15:00:39 в правой панели генераторов (в районе 62-64 шпангоутов) возникло возгорание. Сидевшие на последних рядах второго салона члены резервного экипажа (10 человек) и другие пассажиры услышали треск и увидели начавшееся искрение и задымление, которое быстро усиливалось. В пассажирском салоне возникла паника и неразбериха. Членами резервного экипажа и другими пассажирами были открыты часть аварийных люков и двери (всего открыты 8 из 10 аварийных выходов). У дверей и люков возникла давка. Две из четырех бортпроводниц были вытолкнуты пассажирами наружу и в дальнейшей эвакуации участия не принимали. Паника усугублялась наличием густого дыма и отсутствием освещения. Из шести аварийных трапов был выброшен и приведен в рабочее состояние только один (передней двери по левому борту). Экипаж обнаружил возникновение особой ситуации на борту в 15:00:48, когда бортинженер заметил загорание двух красных ламп, свидетельствующих об отказе генераторов №2 и №3. В 15:00:57 КВС дал команду на выключение двигателей. Примерно в 15:01:00 бортпроводница доложила экипажу о пожаре и панике в пассажирском салоне. Выключение всех трёх двигателей осуществлено в 15:01:05 прекращением подачи топлива: переводом рычагов останова двигателей в положение «Стоп». Выключив двигатели, бортинженер вышел в салон, выбросил аварийный трап слева по борту, после чего вернулся в кабину, выключил ВСУ и предпринял попытку обесточивания ВС, но из-за черного густого дыма в пилотской кабине ничего не было видно. В это же время штурман по команде КВС покинул кабину экипажа, но был блокирован потоком людей в районе двери в пилотскую кабину и пытался направлять пассажиров к выходу на аварийный трап. Оказав помощь нескольким пассажирам в эвакуации, он покинул ВС по этому трапу. КВС и второй пилот были блокированы в пилотской кабине. После того, как напор пассажиров уменьшился, по команде КВС бортинженер и второй пилот ползком покинули пилотскую кабину, скатились по трапу, принимали пассажиров и помогали отводить их от самолета. КВС также ползком на ощупь проверил пол в вестибюле и в начале первого салона, после чего покинул ВС. Вследствие вышеперечисленных причин эвакуация заняла около трех минут при нормативе 90 сек. Трое пассажиров, получивших отравление продуктами горения, не смогли покинуть борт и погибли. 27 пассажиров и 5 членов экипажа тяжело пострадали, получив травмы, отравления продуктами горения и ожоги. Еще 22 пассажира и 3 члена экипажа легко пострадали. Остальные пассажиры невредимы. В 15:04 расчеты аварийно-спасательного отряда а/п Сургут прибыли на место происшествия и приступили к тушению пожара. Предпринятые ими меры оказались неэффективными. К 15:31 самолет был полностью разрушен. Пожар ликвидирован в 15:46. ВС полностью выгорело до 67 шпангоута. Не сгорели обе ОЧК и двигатели.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 0
Пассажиры 126 3
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета руление
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-85588.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154Б-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-85588
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 25.10.1983
Заводской номер ВС 83A588
Наработка ВС (часы) 32354
Наработка ВС (циклы) 13147
Силовая установка А82У124232 А822212016 А82У134235


Сведения о рейсе

Номер рейса 348
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Когалымавиа (Metrojet)
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Сургут
Пункт назначения Москва (Домодедово)
Начальный пункт маршрута Сургут
Конечный пункт маршрута Москва (Домодедово)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено: у силовых контакторов включения генераторов в сети, имевших большую безремонтную наработку, состояние контактных групп ухудшилось до неудовлетворительного. При каждой коммутации происходило частичное расплавление материала контактов, нагрев деталей, в том числе и текстолитовых вставок подвижных шинок. Периодический нагрев текстолитовых деталей мог привести к локальной термоокислительной деструкции их материала, уменьшению его прочности. В сложившейся ситуации при включении генераторов на свои сети были дополнительно включены в нагрузку мощные электромеханизмы перекладки стабилизатора и выпуска закрылков и предкрылков, другое оборудование, что еще больше осложнило коммутирование контактов. Вероятно, вследствие особенностей схемного решения дополнительное негативное влияние оказала и возможность включения генератора Г2 на сеть без задержки времени. Тем самым не обеспечивалась бездуговая коммутация силовой цепи контактора. Сваривание нормально-замкнутых (НЗ) контактов одного из двух контакторов включения в сеть или генератора №2 или №3, разрушение при этом текстолитовых диэлектриков подвижных шинок НЗ контактов при срабатывании контактора, привело к одновременному замыканию НЗ и нормально-разомкнутых (НР) контактов, что стало причиной нештатного включения генераторов (либо №2 и ВСУ, либо №2 и №3) на параллельную работу. Уравнительные токи, возникшие в фидерах вследствие невыполнения условий включения синхронных генераторов переменного тока на параллельную работу, практически мгновенно расплавили в области с минимальным сечением контактные и клеммовые винты контакторов и вырвали со своих мест наконечники силовых проводов и шины. Беспорядочно разлетающиеся уже оголенные от воздействия высокой температуры провода и шины, возможно, еще имеющие связь с источниками тока, породили мощные короткие замыкания и, как следствие, пожар. Это и наблюдалось в правой панели генераторов. Защитная аппаратура в виде автоматов типа АЗ3 получила электрические повреждения и, наверняка, сработала на разрыв цепей, но предотвратить все повреждения не могла.
    Таким образом, источником пожара на самолете является разрушение электрических соединений в правой панели генераторов из-за нештатного включения генераторов на параллельную работу вследствие сваривания контактных групп НЗ контактов контактора типа ТКС233ДОД по причине их неудовлетворительного состояния, наступившего в процессе длительной безремонтной эксплуатации. Это подтверждается:
    а) неудовлетворительным техническим состоянием коммутационных и защитных аппаратов самолета-аналога с наработкой не менее 11880 циклов;
    б) особенностями построения системы распределения электрической энергии переменного тока самолета Ту-154Б-2, не препятствующими нештатному включению на параллельную работу генераторов без выполнения условий включения генераторов переменного тока на параллельную работу через неисправные трехцепевые переключающие контакторы типа ТКС233ДОД;
    в) имеющимися на элементах конструкции контакторов ТКС233ДОД повреждениями, полученными до начала наземного пожара.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолетом Ту-154Б-2 RA 85588 произошло в результате возникновения пожара в правой панели генераторов, расположенной между шпангоутами 62…64 в салоне самолета.
    Причиной возникновения пожара на борту самолета Ту-154-Б2 RA-85588 явилось возникновение электрической дуги, наиболее вероятно, из-за нештатного несинхронизированного включения двух генераторов ГТ40ПЧ6-2С на параллельную работу при их включении на сети после запуска двигателей и выхода на режим малого газа, приведшее к протеканию уравнительных токов, достигающих 10…12 – кратной величины номинального тока генератора.
    Нештатное несинхронизированное включение генераторов на параллельную работу могло быть следствием сочетания следующих факторов:
    - неудовлетворительное техническое состояние контактных групп контакторов ТКС233ДОД включения основных генераторов на сеть, поврежденных в результате длительной безремонтной эксплуатации (Регламентом технического обслуживания и Перечнем обязательных работ при выполнении капитального ремонта самолета типа Ту-154Б-2 разборка, соответствующий контроль и восстановление технического состояния коммутационной аппаратуры не предусмотрены), что при сваривании нормально разомкнутых контактов и разрушении текстолитовых диэлектриков вставок шинок подвижных нормально-замкнутых контактов, при подаче напряжения на обмотку управления контактора ТКС233ДОД приводит к одновременному замыканию НР и НЗ силовых контактов;
    - отличие в схеме включения на сеть генератора Г2 по сравнению с генераторами Г1 и Г3. При установке переключателя 3ППНТК из положения «Проверка» в положение «Включение» без выдержки времени в нейтральном положении, включение генератора Г2 осуществляется без задержки времени, что приводит к повышенному износу силовых нормально-замкнутых контактов контактора ТКС233ДОД;
    - особенности схемного решения системы распределения электрической энергии переменного тока самолета Ту-154Б-2, обеспечивающей подачу электрической энергии от генератора ГТ40ПЧ6-2С ВСУ и генераторов ГТ40ПЧ6-2С основных авиадвигателей на разомкнутые контакты контакторов включения генераторов на сеть.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.