Экипаж выполнял перевозку группы геологов и их груза по маршруту Салехард – Лабытнанги – «267км» – Сеяха – Сабетта.
В 03:56 вертолёт прибыл на посадочную площадку Лабытнанги с целью посадки 15 пассажиров заказчика и загрузки 1214кг груза. После загрузки, в 04:10, экипаж произвёл взлёт с посадочной площадки Лабытнанги для следования на площадку «267 км». Полёт выполнялся ночью на высоте 500 метров по ПВП, а затем, после наступления сумерек, экипаж занял высоту 300 метров по причине наличия сильного встречного ветра. В 05:33, при подлёте к посадочной площадке «267 км», КВС приступил к проведению предпосадочной подготовки. В 05:40, после осмотра площадки, КВС доложил в эфир: «24655, захожу 267км, левым 360°». Заход на посадку выполнялся над тундрой, покрытой снежным покровом, в условиях полярных сумерек, через 50 минут после рассвета. В 05:43, за 380 метров до посадочной площадки «267км», произошло грубое приземление вертолёта и его разрушение. В результате авиационного происшествия командир вертолёта погиб, второй пилот и бортмеханик получили незначительные телесные повреждения, пять пассажиров получили также незначительные телесные повреждения, десять пассажиров не пострадали. Пожара на месте авиационного происшествия не было.
Согласно показаниям второго пилота и бортмеханика, после взлета с вертолетной площадки Лабытнанги погода была ясной. После пролета н.п. Щучье под вертолетом наблюдался инверсионный слой на расстоянии 100-150м от земли, но через данный слой земля просматривалась. Во время снижения и выполнения процедуры захода на посадку на посадочную площадку «267км» на высоте около 40 метров вертолёт внезапно попал в приземный туман. Прогноз погоды с 8 до 14 часов местного времени предусматривал: облачность разбросанная 3-4 балла высотой 450 м, видимость 5 км, температура воздуха -26° ветер у земли 360° 10 м/с. Приземный туман не прогнозировался. Наличие приземного тумана подтверждают экипажи других вертолетов. Таким образом, прогноз не оправдался по видимости в тумане и по наличию опасного метеоявления.
При пролёте над площадкой с целью её осмотра и при принятии решения о посадке на ВПР, экипаж посадочную площадку (её огни) наблюдал. Однако, при снижении вертолёта до высоты 40 – 30м, внезапно потерял посадочную площадку из виду. Вероятнее всего, что на данной высоте экипаж попал в условия полёта, исключающие визуальное пилотирование вертолёта (приземный туман в сочетании с белизной подстилающей поверхности, сумерек). Вопреки требованиям ФАП-128 и РЛЭ вертолёта Ми-8Т, КВС при потере визуального контакта с посадочной площадкой не перешёл на пилотирование вертолёта по приборам и не принял своевременного решения об уходе на второй круг. Наиболее вероятно, КВС уделял основное внимание установлению визуального контакта с земными ориентирами и продолжил снижение в условиях, не позволяющих визуально контролировать положение вертолёта относительно земной поверхности, что привело к значительному увеличению тангажа вертолёта, неконтролируемой потере скорости до околонулевых значений и увеличению вертикальной скорости снижения и крену. Второй пилот тоже «искал» землю, не контролировал положение вертолёта по приборам и не оказал помощи в пилотировании вертолёта командиру. После информации бортмеханика: «Тангаж», «Уходим», КВС излишне энергично отдал ручку управления циклическим шагом от себя и увеличил шаг несущего винта, очевидно, пытаясь разогнать вертолет и уйти на второй круг. Возникла сильная тряска, которая явилась следствием чрезмерного увеличения шага НВ, его «перезатяжеления» и падения оборотов ниже допустимых, что в свою очередь способствовало увеличению вертикальной скорости снижения вертолета. Действия КВС по отдаче ручки циклического шага от себя оказались чрезмерными, а запас высоты недостаточным, что привело к грубому касанию передней стойкой вертолета земной поверхности с небольшим креном, отделению вертолёта от земли на значительную высоту и последующему его грубому приземлению на правую основную стойку шасси. При повторном приземлении произошло разрушение правой основной стойки, падение корпуса вертолёта на правый топливный бак, соударение лопастей несущего винта с земной поверхностью и последующий удар лопастями несущего винта по кабине экипажа вертолёта, что привело к её разрушению и гибели КВС.
|