|
|
|
Катастрофа Ил-14М Магаданского УГА близ Магадана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 июня 1969 г.
Время: 12:47
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, долина реки Хасын, 10,5 км северо-западнее а/п Магадан, 56 км
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-91527
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданское УГА, 1-й Магаданский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 185 летного отряда выполнял полет днем в ПМУ по перевозке груза весом 2 260 кг, состоящим из бурового оборудования, бытовых металлических изделий и четырех мешков с вещевым имуществом. Опасных грузов на борту не было. Самолет, оборудованный для ледовой разведки, в летний период использовался для транспортных полетов. Оборудование для ледовой разведки и два дополнительных топливных бака в пассажирской кабине (пустых в данном полете) при этом не демонтировались. Взлет из аэропорта Магадан, 56 км с МК=284° был произведен в 12:39 местного времени. Фактическая погода при взлете была: облачность 9/1 баллов кучевая высотой 1 500 м, средняя, видимость 20 км, ветер 150° 3 м/с. В 12:41 экипаж доложил о взлете, затем о пролете ДПРМ и развороте на курс следования. Получив команду от диспетчера КДП доложить занятие высоты 1 500 м, экипаж подтвердил ее ясность. Больше на связь экипаж не выходил и на запросы не отвечал. В 13:23 самолет обнаружен горящим в лесу в долине реки Хасын в 10,5 км от КТА аэропорта с азимутом 313°.
По показаниям второго пилота и бортрадиста, после взлета на высоте 150 м бортрадист вышел в пассажирскую кабину, осмотрел состояние загрузки и доложил, что всё в порядке. Через 2-3 минуты после пролета ДПРМ на высоте 700 м бортрадист почувствовал запах гари. Проверив работу электрической системы и убедившись в ее исправности, он открыл дверь кабины пилотов. В кабину ворвались клубы черного удушливого дыма и бортрадист закрыл дверь. КВС со снижением энергично развернул самолет на 180° в сторону аэродрома и попытался доложить по командной радиостанции о пожаре на борту. КДП зафиксировал только нажатие, затем треск и шум в эфире. Бортрадист с огнетушителем вновь попытался проникнуть в кабину, но там был сплошной черный дым без видимых очагов пламени. Дым быстро заполнил кабину пилотов. Оценив скоротечность событий и теряя видимость земли из-за черного дыма и копоти, оседавшей на стеклах кабины, экипаж увеличил вертикальную скорость снижения до 10-15 м/с с целью посадки на поле впереди по курсу полета. Второй пилот показал, что КВС и бортмеханик потеряли сознание. Второй пилот удерживал самолет от кренов по просматриваемому силуэту планки авиагоризонта. Для просмотра пролетаемой местности он приоткрыл боковую форточку, но из-за увеличивающейся тяги дыма вновь закрывал ее. Чувствуя, что земля в непосредственной близости и теряя сознание, второй пилот перевел РУД на малый газ и взял штурвал на себя. Самолет с работающими двигателями, большим углом тангажа и правым креном вначале ударился ОЧК правого крыла о верхушки деревьев и срубил их. ОЧК разрушилась и ее часть отделилась от самолета. Консольные топливные баки выпали и загорелись. Самолет развернулся вправо на 60-70°, ударился нижней правой частью центроплана о землю, затем левой передней частью кабины о дерево, развернулся еще на 20-30° и упал в 65 м от места первого касания препятствий. При ударе о дерево кабина пилотов разрушилась. КВС, второй пилот и бортрадист были выброшены наружу. Бортмеханика и штурмана зажало в кабине. Самолет полностью сгорел. Второй пилот и бортрадист получили тяжелые ранения. Остальные члены экипажа погибли. Полет продолжался 7 мин. 24 сек.
Аварийная обстановка развивалась скоротечно и продолжалась 3-4 минуты. Источник дыма находился в пассажирской кабине над полом между передним и задним багажником.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
причины неизвестны |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-91527 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
22.07.1957 |
Заводской номер ВС |
7343104 |
Наработка ВС (часы) |
18872 |
Наработка ВС (циклы) |
9299 |
Силовая установка |
Б 28271163 Б 28271165 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданское УГА, 1-й Магаданский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Магадан |
Пункт назначения |
Сеймчан |
Начальный пункт маршрута |
Магадан |
Конечный пункт маршрута |
Певек |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы является интенсивное появление черного удушливого дыма в пассажирской кабине, который привел к вынужденной посадке вне видимости земли с потерявшими сознание пилотами. Из-за сильного разрушения самолета источник дыма установить не представляется возможным.
Дело было передано в следственные органы. Прокуратурой был сделан следующий вывод, на основании которого уголовное дело было прекращено: Причиной катастрофы самолета стало короткое замыкание на распределительном щите в системе питания радиоаппаратуры. Версия о возгорании груза не подтверждается.
На данное решение прокуратуры была направлена жалоба за подписью начальника Магаданского УГА, в которой данный вывод назван несостоятельным по следующим причинам:
1) По заключению комиссии, пожар возник в пространстве, ограниченном задней стенкой переднего багажника (16-й шпангоут), передней стенкой заднего багажника (34 шпангоут) и полом. Распределительный щит расположен в кабине пилотов. По заключению специалистов МГА и ГОС НИИ ГА остатки распределительного щита в системе питания радиоаппаратуры не носят следов короткого замыкания и не могли быть причиной пожара.
2) Свидетели происшествия на земле показали, что после падения самолета в основном горела пассажирская кабина, а кабина пилотов была сильно разрушена.
3) Короткое замыкание в распределительном щите, отделенном от пассажирской кабины передним багажником, не могло вызвать в ней пожар.
4) В дыхательных путях КВС при вскрытии в составе копоти обнаружены медь, магний, железо и цинк от лакокрасочных покрытий и элементов конструкции пассажирской кабины. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|