В день происшествия управление движением воздушных судов в районе а/п Львов осуществляла смена руководителя полета Квашиниа А.М.
Перед заступлением на дежурство смена прошла медицинский контроль и инструктаж. Отдых диспетчерского состава до заступления на дежурство составлял 46 часов.
Осуществлять подмену диспетчерского состава на рабочих местах было поручено старшему диспетчеру Телишевскому Г.А. Руководитель полетов планировал личную тренировку на рабочем месте диспетчера посадки. В процессе работы смены определенный на инструктаже порядок подмены диспетчеров был нарушен.
Находясь на диспетчерском пункте подхода, руководитель полетов Квашнин А.М. принял решение произвести замену диспетчера старта старшим диспетчером Телишевским Г.А., а замену диспетчера руления - диспетчером радиолокационного контроля диспетчерского пункта подхода Яцулой И.Ф. Рабочее место диспетчера радиолокационного контроля подхода разрешил занять диспетчеру подхода Савчуку П.А., который согласно графику работы службы движения был определен на диспетчерском пункте подхода диспетчером по согласованию. Сам же Квашин А.М. решил производить тренировку на рабочем месте диспетчера подхода по согласованию без присутствия диспетчера, готового при необходимости незамедлительно принять на себя управление воздушным движением, чем нарушил требования пп.4.2.2, 4.2.3 НСД-ГА81.
Погода в зоне Львовского РЦ УВД определялась областью низкого давления и проходившим южнее Львова теплым фронтом и характеризовалась слоисто-кучевой и разорвано-дождевой облачностью с верхней границей 5-6 км. В облаках имелись слабое обледенение и турбулентность. Температура около -10°С, ветер 220° 60 км/ч
Экипаж самолета Ту-134А №65856 141 летного отряда, выполнявший рейс №8381, произвел взлет в а/п Таллин в 10:38. На борту находились 65 взрослых пассажиров и 8 детей. Самолет следовал по спрямленному участку воздушной трассы П-43 Пинск-Золочев.
В 12:05:45 экипаж доложил вход в зону Львовского РЦ УВД на эшелоне 7 800 м. Диспетчер восточного сектора РЦ УВД Шевченко В.В. передал экипажу удаление от а/п Львов 122 км с азимутом 45° и разрешил снижение до 4 200 м на ОПРС Золочев. В 12:08:32 диспетчер отменил свое распоряжение и передал на борт указание снижаться до 4 800 м, так как на высоте 4 500 м, с пересечением курса полета, следовал самолет Ан-24 №47353 на ОПРС Золочев-Великие Дедеркалы.
В 12:11:09 экипаж доложил эшелон 4 800 м и удаление 25 км от ОПРС Золочев. Диспетчер информировал экипаж о расхождении с Ан-24 №47353 и разрешил снижение до 4 200 м, передав также в 12:11:15 сообщение о наличии в районе Золочева еще одного встречного самолете на эшелоне 3 900 м.
Этим самолетом был Ан-26 (позывной СССР-26492), принадлежавший 243-му осап ВВС и вылетевший в 12:02 из а/п Львов в Москву с МКвзл=132°. Он следовал по коридору №1 в направлении ОПРС Золочев-Шепетовка. Его экипаж, набрав высоту 1 800 м, в 12:05:22 установил связь с диспетчером радиолокационного контроля ДПП а/п Львов Савчуком П.А., который разрешил ему набор высоты до 4 500 м курсом на ОПРС Золочев, а затем, в 12:06:13 из-за встречного самолета на высоте 4 200 м в районе Золочева передал указание набирать высоту только до 3 900 м.
В 12:11:58 экипаж Ан-26 доложил набор 3 900 м. Диспетчер Савчук, управлявший движением самолетов по обзорному радиолокатору, нарушив требования п.6.1.7 НСД ГА-81 о ведении постоянного контроля за воздушной обстановкой, ошибочно приняв отметку следовавшего впереди тем же курсом самолета Ан-24 №47353 за отметку Ан-26, сообщил экипажу Ан-26 удаление от а/п Львов 65 км (фактически оно было 56 км) и в нарушение требований п.7.1.16 НПП ГА-78 и п.6.2.3.21 НСД ГА-81 передал управление движением самолета диспетчеру Шевченко. Руководитель полетов Квашнин А.М., выполнявший обязанности диспетчера подхода по согласованию, требованиями п.6.1.7 НСД ГА-81 пренебрег, воздушную обстановку не контролировал, ошибки диспетчера радиолокационного контроля не исправил.
В 12:12:28 экипаж Ан-26 до пролета рубежа передачи Золочев вышел с диспетчером Шевченко на связь и доложил о пролете в данный момент ОПРС Золочев на высоте 3 900 м с запросом набора высоты 5 700 м курсом на ОПРС Шепетовка. Шевченко набор высоты запретил, информировав экипаж о встречном самолете Ту-134 на высоте 4 200 м с продольным интервалом 10 км (экипаж Ту-134 в 12:12:18 доложил занятие эшелона 4 200 м диспетчеру Шевченко, который передал ему указание переходить на связь с подходом (Савчуком). При этом Шевченко передал экипажу Ан-26 истинное удаление от а/п Львов (60 км с азимутом 86°). На то, что ранее диспетчер Савчук передал удаление 65 км, экипаж Ан-26 внимания не обратил. Почти одновременно, в 12:12:30, экипаж Ту-134 установил связь с диспетчером подхода Савчуком и доложил о входе в зону над Золочевым. Савчук, в нарушение требований пп.5.4.8, 6.2.4.4 НСД ГА-81 принял управление самолетом Ту-134, дал экипажу удаление 65 км с азимутом 85° и, несмотря на наличие впереди по курсу на удалении 10 км на смежном эшелоне встречного самолета Ан-26, не информировав экипаж о сложившейся обстановке и не выполнив требования пп.5.11.1 и 5.11.4 НПП ГА-78, передал экипажу безрассудную команду снижаться до 3 600 м к четвертому развороту с МКпос=312°.
Находящийся рядом с Савчуком руководитель полетов Квашнин действия диспетчера не контролировал, допущенные им грубые ошибки не исправил, необходимую практическую помощь не оказал, чем нарушил требования пп. 4.5.1, 4.5.3 НСД ГА-81.
Экипаж Ту-134 подтвердил указание диспетчера и приступил к снижению, что обусловило возникновение аварийной ситуации. Несмотря на предупреждение диспетчера Шевченко, прослушивавшего радиообмен Савчука с экипажем Ту-134, о недопустимости снижения Ту-134 из-за встречного самолета Ан-26, ни Савчук, ни руководитель полетов Квашин своевременных мер не приняли.
В 12:13:26 самолеты столкнулись на высоте 3 900 м в облаках в 6 км от ОПРС Золочев (64 км от а/п Львов). В последний момент экипажи заметили друг друга в разрывах облачности и попытались резко отвернуть вправо. Столкновение произошло на встречных курсах левыми плоскостями (Ту-134 находился в правом крене 45°, а Ан-26 в правом крене 14°). Оба самолета потеряли управляемость и полностью разрушились при столкновении с землей. Ан-26 потерпел катастрофу в поле близ села Хильчицы. На его борту находились офицеры штаба ВВС Прикарпатского военного округа во главе с командующим, генерал-майором авиации Крапивиным.
Уровень подготовки экипажей самолетов Ту-134 и Ан-26 соответствовал установленным требованиям. Предварительная и предполетная подготовка осуществлялась в соответствии с действующими руководящими документами. Взлет, набор высоты и полет по маршруту выполнялись в соответствии с РЛЭ.
До момента столкновения и последующего разрушения самолетов в воздухе конструкции планеров и их системы, силовые установки, авиационное и радиоэлектронное оборудование обоих самолетов функционировало нормально и обеспечивало благополучное завершение полетов.
|